Духовный мир следует познавать осторожно
— Что плохого в обращении к магии и оккультизму (гаданиям, приворотам, заговорам, целительству и пр.)?
— То, что люди входят в контакт с темными силами. Мы знаем, что духовный мир существует, что этот духовный мир неоднозначен — есть силы светлые (добрые), и есть силы темные (злые). Любой оккультизм — это прямой контакт с темными, злыми силами. Когда человек начинает с этими силами общаться, они, будучи заинтересованы в том, чтобы человек впал в зависимость от них, поначалу дают человеку различные приманки: позволяют ему пережить какие-то необычные состояния, открыть в себе какие-то способности, которые опьяняют человека, создают у него иллюзию, что он достиг чего-то большого, хорошего, ценного...
А потом наступает расплата. Потому что эти силы никогда ничего не дают даром, и дав что-то на копейку, назад возьмут на рубль, а то и больше.
— Многие люди, которые в той или иной форме соприкасаются с этими темными силами, в какой-то момент приходят к пониманию того, что они совершили грех. Насколько этот грех тяжек?
— Это, конечно, очень тяжелый грех. Но нельзя грести под одну гребенку, все зависит от причин, по которым человек пришел к этому. Есть немало людей, которые соприкоснулись с оккультными практиками, ничего не зная, не понимая, будучи непредупрежденными. По неведению. Поэтому, наверно, сила и тяжесть любого греха зависит от того, насколько человек понимал, что он делает. Помните, что даже Господь о распинающих Его сказал: «Не ведают, что творят». Сам Господь говорит, что если человек не ведает, что творит, то грех может не вмениться ему.
Я понимаю, что среди тех людей, которые соприкоснулись с этими практиками, немало людей, которые не ведали, что творили, когда это начинали.
— Надо заметить, что и не ведающие, что творят, не остаются совсем без наказания. По сотням писем на наш сайт мы знаем, что, например, девушки, гадавшие на мужчин, совершенно не отдавая себе отчета в механизмах гадания, всегда наказываются разрушением отношений с этим мужчиной, а также депрессиями, зависимостями и другими неприятностями.
— Что ж, ваша статистика проливает дополнительный свет на этот вопрос.
Вообще сейчас людей, которые не ведают, что творят, все меньше и меньше. Потому что об этом пишут, об этом говорят — и проповедь церковная, и священники, и церковная литература сейчас переполнены предупреждениями, что не надо этого делать, что это опасно, страшно. И я часто встречаюсь с людьми, которые это просто игнорируют; которые знают это, слышат, но просто не верят.
— Возможно, потому, что влияние Церкви гораздо меньше, чем влияние всего остального социума, который говорит: «Бери от жизни все!» и «Это хороший метод».
— Конечно. Я имею в виду, что если человек предупрежден, и он пренебрег этим — ответственность на нем.
Вернемся к нашему самому первому греху, который был на свете. Ведь Адам и Ева были предупреждены о том, что вкушение запретного плода приведет к гибели. Но искуситель сказал, что это неправда, что вы сами станете как боги, и познаете добро и зло. И Ева, взглянув на плод, увидела, что плод этот вожделен, потому что он дает знание. С тех времен и доныне человеку присуще стремление познать сокрытое. И порой это желание познать что-то таинственное бывает настолько сильным, что человек ради этого готов пойти на риск. Но если бы Господь не предупредил Адама и Еву, что есть такое древо, с которого не надо вкушать, а змей бы подсказал, то, наверное, их грех не был ты так тяжел и губителен.
Но они были предупреждены. Когда Ева была у этого древа, стоял вопрос: кому она больше верит — Богу или этому змею (понятно, кто был в образе змея). И вера этому змею оказалась сильнее, чем вера Создателю. И, в общем-то, это все повторяется: человек порой верит не Церкви, а каким-то другим источникам. Вот в этом и есть грех, прежде всего, — человек отверг двухтысячелетний духовный опыт Церкви, святых. Ведь Церковь это не я, не священники, только не Патриарх даже, не церковная иерархия, Церковь — это гораздо больше. Некоторые думают, что Церковь — это организация некая, и эта организация (попы, священники, патриархи и т.д.) боится конкуренции и поэтом запрещает. Это гораздо больше. Это еще и двухтысячелетний опыт святых, который говорит о том, что вот этого — нельзя, это смертельно опасно. Человек этот опыт отвергает, доверяет всяким сомнительным источникам и за это расплачивается.
Насколько тяжек грех? Отношение ко греху должно быть не как к какому-то преступлению, а как к несчастью, к болезни. Грех многогранен. Во-первых, грех — это преступление против Бога и беззаконие. Но грех — это и ошибка, и болезнь, которой заражается человек. Я думаю, что если человек не ведал, не знал, и это совершил, то этот «юридический момент» или снимается, или сводится к минимуму. Но само заболевание не проходит...
Скажем, если в стакане налит яд, и одного человека предупредили: «не пей, там яд» — «не правда» — выпил, заболел. Это одно. А второго не предупредили. Он выпил, и тоже заболел. Это уже другое — второго мы жалеем, ни в чем не обвиняем, он не виноват. Первого мы тоже жалеем, но при этом мы вынуждены сказать: «Друг, ты сам виноват — ты был предупрежден».
Кто-то соприкасается с оккультизмом, будучи не предупрежден. И все равно страдает, потому что это болезнь, это зависимость. Отдав часть себя, впустив в свою душу темные, демонические силы, человек уже не может просто так от них освободиться. Если человек выбросился с десятого этажа, а потом, пока летит, он понял, что зря он это сделал. Но взлететь обратно он уже не сможет. Или наркоман, который до того, как принять первую дозу, понимал — что можно, что нельзя. Принял. А после первой-второй инъекции он уже не может без этого жить, и он уже проклинает тот день, когда он вколол себе первую инъекцию. Но теперь уже ему придется гораздо тяжелее, чем тому, кто никогда не пробовал и борется только с желанием попробовать.
— Про предупрежден/не предупрежден мы выяснили. А если человек предупрежден, но он не считает, что он осознанно поклоняется сатане, более того — в темные силы он вообще не верит?
— Вы, может быть, помните, что в Священном Писании слово «сатана» неоднократно упоминается. Мне вспоминается одно очень важное место, когда апостол Павел говорит, что сатана принимает вид ангела света.
Людей, которые сознательно хотят служить злу, на самом деле не так уж и много. Подавляющее большинство людей, которые служат злу, убеждены, что они служат добру. Они просто принимают зло за добро. Таких гораздо больше. В этом-то и трагедия. Далеко не все преступники и злодеи — это люди, которые сознательно решили служить злу.
Знаете, сатана не хочет, чтобы в его существование верили. Бог хочет, чтобы человек решил для себя: Бог есть. Сатана хочет, чтобы человек решил: сатаны нет. Сатане гораздо удобнее достигать своих целей и управлять человеком, спрятавшись, притворившись — либо добрым ангелом, либо даже Богом. Помните, как Сам Иисус Христос говорит своим ученикам, что «убивающие вас будут думать, что тем они служат Богу».
Поэтому нам нужно об этом всячески напоминать — что дьявол есть, что темные силы есть, что бесы есть, что это не просто какие-то условные символические понятия, как иногда пытаются представить, — нет, это действительно самостоятельные духовные существа.
— Как вразумить человека, заинтересованного в обращении к оккультизму?
— Очень трудно сказать в общем, потому что случаи разные. Мне кажется, что профилактика некоторых заболеваний более действенна, чем лечение. Как и в медицине. Потому что с теми, кто уже заболел, редко бывает смысл говорить. Если человек уже в это «влип», но еще не ощутил негативных последствий, то он опьянен, этот человек находится в нетрезвом состоянии, и он не слышит голос разума.
У меня несколько раз были случаи, когда я говорил с людьми, которые активно обращались к различным оккультистам, целителям, экстрасенсам, колдунам. Мое общение было на стадии, когда, как им казалось, это им помогает. В этом случае почти невозможно людям что-то объяснить, что-то доказать — они просто не слышат. И когда он начинает тебе возражать, ты видишь, что он так ничего и не понял из того, что ты ему говорил. Единственное — всегда можно этого человека предупредить: вы мне сейчас не верите, но я вас предупреждаю, что через какое-то время наступит расплата, и вы сами почувствуете, что попали не туда.
Хотя бы вспомните в тот момент, что вас предупреждали, чтобы вы знали, куда прийти; что в Церкви вас встретят, здесь вам постараются помочь после того, как вы все это поймете. Но чем позже вы придете, тем труднее вам будет помочь. Как с болезнью — чем позже обратишься, тем труднее будет вылечить.
Но есть немало людей, которые для себя не определились — которые слышали о магии, заинтересовались, но еще не сделали никаких шагов. Вот с ними очень важно работать и предупредить. Понимаете, если человек не верит вообще ни в какой духовный мир, если человек материалист — тут все понятно — он Богу не верит, но он и к оккультистам не пойдет. Для него что то, что другое — выдумки, суеверия, мракобесие и т.д. Но если человек уже заинтересовался какими-то духовными практиками, явлениями из духовного мира, значит, он уже признал существование духовного мира.
И вот тут, конечно — если человек здравомыслящий — надо с ним поговорить: хорошо, вы понимаете, что есть некие невидимые силы, раз вы к ним собираетесь обращаться. Раз вы поняли, что эти невидимые силы есть, может быть, стоит немножко приостановиться и подумать, как с этими силами жить, как к ним обращаться?
Что общего между нашей христианской верой и магизмом? Общее — то, что и мы, и они признаем наличие духовного мира, и понимаем, что есть некие невидимые силы, от которых мы зависим, которые во многом управляют процессами, которые идут в мире, от которых во многом зависит человеческая жизнь и человеческое здоровье, разум человеческий, успех наших дел. Т.е. мы и они это все признаем.
Хорошо, я поверил в то, что есть невидимый мир. А дальше — я хочу проникнуть в этот мир, мне уже интересно. Это, в какой-то степени, нормальное желание. Но представьте себе, что вы стоите перед густым лесом с необыкновенно красивыми цветами, и вам хочется в этот лес войти. А вас предупреждают, что в этом лесу опасно, что там водятся хищные звери, которые могут вас загрызть. Что делать? Неужели нам нельзя входить? Можно — говорим мы. Но есть проводник — человек, который знает все; он знает, где можно ходить, знает все тропинки, куда можно, куда нельзя; если вдруг эти звери окажутся рядом — у проводника есть сильное оружие, он сможет вас от них защитить. С этим проводником вы будете в безопасности. И есть немало жуликов, которые тоже приглашают вас войти в этот лес, и обещают, что они вас проведут. Но, на самом деле, они не знают путей безопасных, они не смогут вас защитить.
То же самое и здесь. Есть духовный мир, и есть два способа войти в этот мир. Один — через Церковь. Церковь — это безопасный, опытно проверенный вход в духовный мир. В Церкви опытным путем уже открыто, что можно делать, что нельзя, как правильно, как неправильно, что позволено человеку, что не позволено. И есть мошеннические пути, когда человек не через дверь входит в этот мир, а залезает через запретный вход, перелезает через забор. Иногда делает сам, иногда его кто-то склоняет к этому. Мы предупреждаем, что, войдя в этот лес, возможно, какое-то долгое время ты будешь чувствовать необыкновенную радость. Но кончится все тем, что рано или поздно тебя там разорвут хищные звери. Успеешь выйти живым, хотя и порванным — уже хорошо.
Хочется сказать, что если вы верите, что есть духовный мир, то надо понять, что любая неизведанная реальность для разумного человека требует осторожности. Если я соприкасаюсь с чем-то, что для меня таинственно и неизвестно, то не лезть наобум, сломя голову, а войти туда, опираясь на опыт тех, кто уже имеет этот опыт.
А какой опыт? Святые. Святые, которых так много в Церкви, которых мы так почитаем. Это и есть те люди, которые, уже пребывая в этом мире, и нас с вами проведут в этот мир. Церковь, кроме всего прочего, и есть тот путь, та дорога, которая вводит человека в соприкосновение с этой неземной реальностью, с духовными силами — именно с теми силами, с которыми надо общаться, которые помогают нам. И в то же время не дает возможность темным силам поработить нас.
— Почему даже самое маленькое прикосновение к оккультизму, даже чтение простых заговоров и гаданий, часто приводит к таким мистическим и тяжким последствиям, как ночные явления неведомых сущностей, которые пугают, садятся на грудь, душат и т.д.?
— В нашей человеческой жизни огромное значение играет понятие интереса и внимания. Во всех областях. Любое дело, которое делает человек с интересом, достигает какого-то результата. Это и в школе, и в учебе — в любом деле. А если человеку это не интересно, то он делает это спустя рукава. И совсем другой бывает результат. Достигает большого результата тот, кому интересно то, что он делает.
У человека, соприкасающегося с оккультной литературой и т.д., очень часто пробуждается интерес к этому всему: это необыкновенно, это таинственно, это захватывает его внимание. А это уже открытая дверь навстречу темным силам — я уже распахнул двери своей души к тому, чтобы эти силы вторглись туда. И впустить их гораздо легче, чем их оттуда выгнать.
— Как выгнать? Если человек осознал и хочет избавиться от последствий того, что он сделал.
— Здесь я ничего нового не скажу, здесь путь известен — покаяние, молитва и понимание того, что, возможно, путь к освобождению от этого всего будет непростым и долгим. Потому что инфекцию получить в физическом мире — одно мгновение — и я уже заразился какой-то страшной болезнью. А лечение потом тоже, что ли, будет одно мгновение? Нет, конечно. Я прихожу к врачу, и мне говорят, что лечиться придется годами, а может и до конца жизни полностью вылечиться не удастся. В духовной жизни то же самое — я впустил в себя эти силы, а теперь они начали свою разрушительную работу, и они уже соединились со мной и сами не хотят выходить.
Мы с вами знаем, что в Евангелии описано очень много случаев с бесноватыми. Среди тех чудес, которые совершал Иисус Христос, неоднократно описывается изгнание бесов из людей. Иисус послал своих учеников исцелять людей, и они это делали успешно. Самые разные чудеса совершали — болезни исцеляли, бесов изгоняли... И описывается случай, когда даже ученики не смогли изгнать беса, изгнал его только Господь, когда вернулся.
Это говорит о том, как трудно освободиться от этого. Ведь как же трудно бывает избавиться даже просто от дурных привычек, склонностей, черт характера, от которых надо избавиться, и сколько времени приходится человеку работать над собой, молиться и просить Бога, чтобы освободиться от той или иной склонности, страсти. А тут еще труднее.
— А полное исцеление возможно?
— Конечно, возможно. Есть для нас ответ на все вопросы в Евангелии — оно приводит нам примеры полного исцеления людей. И бесноватый, в котором был легион бесов, и он исцелился. Мы знаем Марию Магдалину, из которой Господь изгнал семь бесов. Поэтому, все возможно. Просто очень-очень трудно.
— И путь к этому — покаяние, молитва, исповедь?
— Путь к этому — нормальная церковная жизнь, воцерковление. Когда человек воцерковляется, то он встает на тот путь, идя которым человек будет освобождаться от этого. Но степень быстроты освобождения и действенности у всех разная, и зависит от того, насколько глубоко это проникло, насколько глубоко человек это впустил в себя. Потому что я знаю людей, которые достаточно легко и быстро покаялись, стали ходить в церковь, и у них практически все прошло. Ну, может быть, бывают иногда какие-то незначительные напоминания, рецидивчики не очень сильные. А у некоторых (я даже знаю таких) ничего уже и нет. У всех по-разному.
— Давайте уточним, что значит в правильном понимании «воцерковиться»? Потому что многие считают, что ходить два раза в год на большие праздники в храм — это уже можно сказать «я хожу в церковь». Но является ли такой человек воцерковленным? Какова степень того воцерковления, которое поможет человеку бороться с бесами в трудной ситуации?
— Воцерковление — это полноценная жизнь в Церкви, при которой жизнь в Церкви является главным в жизни человека. Я думаю, что вера только тогда заслуживает того, чтобы называться именно верой, когда она становится главной в жизни человека, когда человек все, что он делает, оценивает с позиции веры, и принимает решения под влиянием веры.
Для православного человека каждое воскресенье — это день, когда человек обязательно должен быть в церкви, и день, который должен быть посвящен молитве. Ветхий Завет оставил нам заповедь: помни день субботний; шесть дней работай, а седьмой посвяти Господу Богу. Это заповедь. Никто не отменил. Другое дело, что у нас немножко сдвинулся день недели, но суть осталась та же самая — один из дней нашей седмицы должен быть, по возможности, целиком посвящен Богу. Если невозможно быть в храме — не всегда она бывает — дома молитвы почитать или еще что-то... Это обязательно должно быть.
Я когда это сейчас говорю, то сам понимаю, как мои слова могут звучать неубедительно для многих. Потому что мало людей, которые живут именно такой церковной жизнью. Я считаю, что если человек приходит иногда, пару раз в год — это, конечно, тоже неплохо — хоть что-то всегда лучше, чем ничего, но говорить о серьезном движении навстречу Богу, о серьезной защите, о каком-то серьезном очищении вряд ли приходится.
Да, сказано в Писании: поминающий имя Господне спасется. Поэтому любая степень воцерковления — на пользу. Но если все-таки говорить о норме, то надо стремиться регулярно быть в церкви — хотя бы раз в неделю, регулярно причащаться. Наверное, сейчас для большинства людей сложно причащаться на каждой службе, но хотя бы помните такое пожелание, которое было в древней Церкви: считалось, что если человек сорок дней не причащался, то он уже вне Церкви. Если расстояние между причастиями больше двух месяцев, то этого, конечно, не достаточно, чтобы наше общение с Богом было полноценным.
Регулярная исповедь, причастие, заканчивайте и начинайте день молитвой. Желательно прочитывать все утренние и вечерние молитвы, ежедневно читать Священное Писание. Понимаю, что не всем это возможно, но хотя бы не полное правило, а сокращенно или по чину Серафима Саровского, но все равно начать день, обратившись к Богу, и закончить день общением с Богом.
Конечно, посты. Без соблюдения постов — хотя бы в какой-то мере — тоже очень трудно выстроить свои отношения с Богом и Церковью полноценно.
И чтение Евангелия. Это то, о чем особенно прошу делать постоянно всех. Это одно из важнейших духовных деланий человека. Чтобы Евангелие было всегда на расстояние вытянутой руки, по возможности, и чтобы ежедневно хоть немножечко обращаться к нему и пропускать через себя, через свой ум, свое сердце Евангельское слово и жить этим, размышлять об этом.
© Zagovor.ru
9447 |
Протоиерей Игорь Гагарин |
Версия для печати |
Еще материалы по этой теме: |
Истории преодоления ошибок - приворотов и заговоров
Истории освобождения от гаданий (Часть 1)
Истории освобождения от гаданий (Часть 2)
Истории освобождения от гаданий. Девчачьи гадания (Часть 3)
Исцеление от последствий магии (1)
Возможно ли исцелить целителя? (Валерий Духанин)
Возвращение с дороги, ведущей в ад, или исповедь "дважды посвященной" (Иеромонах Анатолий (Берестов), Алевтина Печерская )
Возвращение из мира парапсихологии (Александр, 26 лет)
Кому торопиться на отчитку (Валерий Духанин)