Какова природа экстрасенсорных способностей?
Приобщиться благодати или подзарядиться энергией?
О некоторых кругах нашего общества распространено заблуждение, которое ярко отличает оккультное мировоззрение от христианского. Оккультист мыслит категориями космической, или астральной, энергии, которой можно подзарядиться на земле определенным способом, медитацией, ритуалом. Христиане же приобщаются благодати Духа Святого — нетварной энергии Божией. В этом отношении христианство отличается от мистико-оккультных систем так же, как отличается полноводное озеро от песчаной пустыни с ее миражами, иллюзорно представляющими хранилище вод.
Космическая энергия для оккультистов — это как бы энергетический потенциал мироздания, из которого можно заимствовать силы для личной подзарядки, подобно тому, как водитель заправляет на заправке топливом свой автомобиль. Часто оккультисты говорят об энергетике, присутствующей не только в астральной сфере, но и в самом человеке наподобие «биополя» и которая может трансформироваться из одной сферы в другую. В частности, известный апологет оккультизма Папюс в своем произведении «Практическая магия» писал, что наивно было бы думать, будто сами по себе ритуалы и заклинания что-то делают, но маг свою физическую и психическую работу превращает в астральную энергию, которую сосредоточивает на принадлежностях магических ритуалов. И подобно тому, как громоотвод принимает на себя электрический разряд молнии, так и маг, по мысли Папюса, воспринимает энергию, сосредоточенную в системе астральных сил*.
* На вопрос, что такое практическая магия, Папюс отвечает: «Практическая Магия представляет искусство воздействовать динамизированной человеческой волей на эволюцию живых сил Природы в смысле ее ускорения». Иными словами, в природе исповедуется сфера нематериальной энергии, с которой маг может взаимодействовать по принципу взаимообмена. По представлениям Папюса, это те же самые силы природы (которую он именует с большой буквы), только происходящие из «преобразования психических сил в живой среде». Лошадь сама по себе сильнее кучера, но повинуется его воле и двигает экипаж, так и маг управляет невидимыми силами, влияя на вещи видимого мира. «Если вы хотите изучить Магию, прежде всего проникнитесь идеей, что все поражающие ваши чувства предметы внешнего мира суть лишь видимые отражения невидимых идей и законов, которые могут быть выведены мыслящим разумом из этих чувственных восприятий», — утверждает Папюс.
Вот конкретный пример, известный автору, как говорится, из первых уст. Для наведения порчи колдун накапливает астральную, как он сам считает, энергию между ладонями рук, сводя и разводя их в стороны, причем скоро начинает чувствовать, словно его ладони сжимают какой-то энергетический шар. Так же он сосредоточивает внимание на том, на кого хочет навести порчу, представляет по возможности более ярко его образ и мысленно шлет ему этот энергетический шар. В оккультизме активно задействуется воображение, мысленный настрой на определенную ситуацию или предмет. Без особой методики, техники упражнений ничего не получится. Если сам оккультист на данный момент будет спокоен, эффекта опять-таки можно не ожидать. Душевная ярость и злость здесь являются обязательными компонентами. Если говорить о медитациях, то внимание фокусируется на чакрах, располагаемых в определенных точках человеческого тела, чтобы раскрыть их для нормальной циркуляции энергии. Ранее уже говорилось об отличии аскетического делания святых от оккультных методик. Здесь проведем еще одно различие. Святые не нуждались ни в каких внешних пособиях, концентрации или накапливании энергии, тем более в ярком воображении. Бездейственны святые будут только тогда, когда утратят общение с Богом (в таком случае они уже и не святы), а не когда упустят что-либо из внешнего ритуала, забудут словесную формулу или не вообразят в своем уме необходимый предмет.
Упомянутое оккультное мировидение по существу есть язычество пантеистического толка, обожествляющее космос и наделяющее силы природы духовным могуществом. Для оккультистов божество — это некое высшее энергетическое начало, которому, как безликому, невозможно молиться, но с которым можно соединиться посредством самонастроя, особых психических упражнений и медитации. Самое же печальное то, что и на христианские храмы оккультисты смотрят как на альтернативные места подзарядки.
В 1990-е годы экстрасенсы повально спешили в храм, чтобы именно подзарядиться. Некоторые перед иконами специально расставляли руки с растопыренными пальцами, чтобы зарядка была наиболее продуктивной. Даже невежественные колдуньи и те считают, что в день Пасхи во время Крестного хода надо прикоснуться к замку, повешенному на двери закрытого храма, — «взять энергию». Оккультисты вообще полагают, что храмы (не только христианские, но и мусульманские, и языческие религиозные здания) раньше строили .там, где космическая энергия действует с особенной силой. Если же стать под купол, говорят некоторые из них, то можно якобы почувствовать, что какая-то энергия пронизывает тело. По сути, это кощунство, так как вместо обращения к Богу человек в храме обращается к космосу словно всемогущему, хотя и безликому божеству, частицу силы которого он желает воспринять. В самом христианском храме им не нужен Христос, не нужны Его Заповеди и Небесное Царство, к которому Спаситель всех нас призывает. О подобных людях Господь говорит: Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ин. 12: 40).
Адепт оккультизма превращается в электроприбор, которому для подзарядки нужно всего лишь подключиться к бездушной сети с электричеством. Здесь нет нужды молиться кому-либо, поскольку божественным де-факто признается сам космос, а вместо неотмирной благодати Духа Святого исповедуется холодная энергия мира сего.
Субъективное переживание подзарядки для оккультиста выше, нежели личностное общение с Богом. Такое понимание духовности существовало со времен древнего политеизма. Исследователь религий Индии князь Н. С. Трубецкой описывал формирование подобной психологии в религии индусов: «В самом деле, если боги нравственно ничем не выше людей (подразумеваются языческие божества. — В.Д.), если не они творцы мира, то ясно, что все ими совершаемое могло бы быть совершено и человеком, если бы этому последнему удалось достигнуть такой же магической силы. Откуда эта сила у богов?.. Магическая сила богов состоит в том, что они накопили энергию подготовительной аскезы в большем количестве, чем нормальный жрец.
Раз этот секрет найден, человек сразу получает новое задание: постараться накопить энергию подготовительной аскезы в таком количестве, чтобы творить чудеса непосредственно, без помощи богов, и таким образом сравняться с богами. И отдельные личности с жаром принимаются за выполнение этой задачи... Мифы старого брахманизма полны рассказами о великих аскетах, гордо вступавших на этот путь приобретения божеской магической силы. Многим из них не повезло. Боги, живущие в постоянном страхе за свою недосягаемость, следят за тем, чтобы никто из смертных не накопил аскетической энергии в количестве, достаточном для получения магической силы, равной божественной. Узнав, что в том или ином лесу живет и копит аскетическую силу какой-нибудь muni, они сейчас же стараются помешать ему в этом, особенно подсылая к нему красавиц-нимф для отвлечения его внимания. Иногда богам это удается, но не всегда. И тогда между гордыми муни и богами завязывается единоборство, состязание в магической силе. Часто муни наносят богам раны и повреждения. Большею частью побеждают боги, но кое-кого из смертных им все-таки пришлось принять в свою среду...»
Оккультисты, так же как и православные христиане, могут вести подвижнический образ жизни, поститься, отрешаться от соблазнов и страстей мира сего. Это делается для утончения собственного естества, которое благодаря аскезе становится более открытым миру духовному.
Но если в христианстве подвижники благочестия через утончение своего естества вступают в общение с Богом и Его Ангелами, то оккультист посредством аскезы делает себя более доступным ангелам падшим, которые подают ему откровения, воспринимаемые обольщенным умом как истина в последней инстанции.
Йоги или буддистские аскеты прямо скажут, что голодание подготавливает человека к принятию духовных сил. Но что это за силы и откуда приходят они? Духовную энергию нельзя рассматривать как бы саму по себе, вне-личностно, ибо она есть проявление духовных существ, и потому отражает их нравственное состояние — доброе или злое. В житии святых Киприана и Иустины повествуется, что, будучи первоначально колдуном, Киприан соблюдал строгий пост. Отрешая душу от привязанности к чувственному, оккультистам легче соприкасаться с их невидимыми «помощниками». При внешнем сходстве аскезы внутреннее содержание ее у христиан и оккультистов оказывается глубоко различным. Соответственно противоположными являются и источники духовной силы: у христиан это Сам Бог, дарующий благодать Духа Святого, у оккультистов это невидимый мир люцифера и демонические энергии. Так что сами по себе чудеса, экстрасенсорные способности и дарования, ниспосланные «оттуда», еще не говорят о том, что данный человек благословлен Богом и что все им совершаемое полезно для души и способствует ее вечному спасению. Вся суть заключается в том, чем наполняется подвижничество, во что верует аскет, к чему обращено его сердце: в христианстве это Христос, в оккультизме — саморазвитие и тайные силы.
Средневековая мысль донесла до нас два интересных термина: «теолог» и «теург». Если с понятиями «теология» и «теолог» знакомы многие — это собственно богословие и богослов, то понятие теургии знают далеко не все. Теург есть тот, кто не просто рассуждает о Боге, а кто пытается действовать силой Бога. Конечно, понимать это можно тоже по-разному, ведь благочестивому христианину действительно дается от Бога сила. В Средние века за теургией мыслилась попытка управлять Богом в достижении личной корысти. Теурги стремились с помощью особых ритуалов заполучить силу Божию и влиять ею на окружающий мир. Такова была, кстати, одна из основных идей, родившихся в традиции каббалистики, чтобы, познав тайные имена Бога и особые словесные формулы, научиться влиять на высшие миры.
Что же такое — благодать Божия? Почему мы говорим, что она осеняет иконы, храмы, пребывает в православных святынях? Почему Божия благодать на богословском языке часто именуется энергией Божией?
Божия благодать есть невидимая, освящающая сила Божия, действием которой преображается и просветляется душа человека. В приобщении благодати мы постигаем Самого Бога как животворящий Источник вечной блаженной жизни. Действительно, благодать иногда называется «нетварной энергией Божией». Слово «энергия» греческое, смысл которого значит «действие», «проявление». Мы не можем постичь сущность Божию, то есть познать, Кто есть Бог в Самом Себе. Вместе с тем Бог открыт для познания — Он открывается нам в Своих действиях, или энергиях.
Благодать нельзя мыслить отдельно от Бога как некую внешнюю для Него силу, обособленную от Него духовную награду, которой Творец одаривает наиболее угодивших Ему людей. Собственно благодать есть освящающее присутствие Самого Господа Бога в душе благочестивого человека, в храме, в Таинствах Церкви, в святой воде. И потому невозможно манипулировать Божией благодатью как какой-то слепой силой.
Когда Священное Писание повествует о подлинных чудесных событиях, исцелениях и знамениях свыше, то подразумевает не какую-то безличную энергию, но имеет в виду Самого Бога, стремящегося спасти Свое падшее создание для вечной жизни. Господь действует свободно, по любви к человеку, и проявляет Себя в сверхъестественных и чудесных действиях.
На иконах святых мы видим нимб. Это не аура, биополе или накопленная из астральной сферы энергия, а символическое изображение благодати Божией, просветившей лик святого человека. Лицо пророка Моисея, когда он спускался с Синайской горы после общения с Богом и принятия от Него Заповедей, сияло неизреченным светом, так что он вынужден был покрывать его, поскольку закосневший во грехах народ не выносил этого сияния. Так же и Сам Спаситель, преобразившись на Фаворе перед тремя апостолами, явил Свою Божественную славу — Его человеческое естество сияло Божественным Светом. Святой Григорий Палама называл благодать нетварным Божественным Светом. Благодать есть действие Божие, освящающее и преображающее человека, всем существом своим стремящегося к Богу.
В Книге Деяний мы читаем о том, как на земле была основана Церковь. Святым апостолам согласно обетованию Самого Христа в пятидесятый день по Его Воскресении была ниспослана благодать Духа Святого. Она сошла в виде огненных языков, которые почили по одному на каждом из них; и исполнились все Духа Святаго (Деян. 2:3-4). Благодать преобразила и освятила души апостолов, она сообщила их слову особую силу, соделала их мужественными и бесстрашными перед лицом того противодействия, которое встретила вера Христова в непросвещенном мире. Не случайно в Священном Писании благодать именуется огнем. Огонь — образ Божества, попаляющего грехи кающихся и наказующего нераскаянных (см.: Евр. 12: 29; Втор. 4: 24). Как огонь подает свет и тепло, так и Божия благодать просвещает и согревает верные Богу души. Свет веры и тепло любви — вот что дарует душе благодать Духа Святого. И этот дар по сей день действует в Церкви. Итак, благодать есть особое освящающее присутствие Божие. Это незримый свет, изнутри просвещающий сердце. Поэтому человек, стяжавший Божию благодать, воспринимает Бога как внутреннюю очевидность, как Небесного Отца, Который всегда рядом с тобой и пред взором Которого проходит вся твоя жизнь. Бог является в душе как Истинная Любовь, и потому люди, стяжавшие Его благодать, милостивы и сострадательны к ближним, так что самым врагам желают не гибели или вреда, а вечного спасения душ.
Напрасно думать, что можно наполнить свои «энергетические каналы» Божией благодатью. Благодать — не сотворенная сила, подобная электрической, психической или какой-либо иной энергии. Она от вечности свойственна Богу Троице, а в плане спасения людей есть личный дар Бога Духа Святого. Храм, приведем аналогию, не автомобильная заправка, на которой в бак заливают топливо, достаточное для продолжительного пути, храм есть место Богообщения, такое святое место, в котором Бог наиболее доступен и близок ищущим Его людям.
Глубокой ошибкой также будет считать, что колдуны или экстрасенсы могут «снять с иконы энергию», забрать в храме «всю благодать». Их субъективные впечатления далеки от подлинного приобщения благодати, а само их появление в храме Господь терпит лишь по снисхождению к ним и в связи с их возможным будущим покаянием. С чудотворной иконой «Всецарица», находящейся в Ватопедском монастыре на Афоне, связана такая история, хранимая монастырским преданием. Однажды к иконе хотел приложиться юноша, посетивший обитель, но внезапно был отброшен от образа Богоматери невидимой силой. Тогда он со слезами покаялся перед старцами в том, что занимался колдовством. Так Господь не допустил ко святыне человека, преданного темной силе, и заодно вразумил его всецело порвать с диавольским увлечением. Сама икона прославилась исцелением не только телесных, но и душевных недугов, исцеления также получали страждущие наркоманией и раковыми заболеваниями. Темная сила боится чудотворных икон, святых одежд или одежд угодников Божиих, потому что во всех них незримо присутствует Божия благодать.
Еще важно понять, что нет никакой молитвенной энергии, как полагают некоторые, сконцентрированной возле икон, но есть сама икона — образ Христа, Божией Матери или святых, и есть молитва Христу, Его Пречистой Матери и Его святым. Мы предстоим пред Богом и небожителями, они слышат нашу чистую и искреннюю молитву и помогают. В ответ на постоянную и усиленную молитву Бог являет Свое присутствие в конкретном месте, которое потому и воспринимается как благодатное, но это не молитвенная энергия, сконцентрированная на иконах, а благодать являющего Себя Бога. Оккультист же к Богу не обращается и потому остается вне благодати, этой спасительной нетварной энергии, и, соответственно, снять ее с христианских святынь не может.
Рассчитывая только на себя и на свои силы, взыскивая в храме не Бога, а энергию, оккультист остается внутренне одинок. В самом храме ему душевно тяжело, и если он вдруг захочет постоять на богослужении, то испытывает отчуждение и дискомфорт. Причины этого в том, что он приходит в храм Божий, но не для встречи с Богом, а ради выявления в себе скрытых сверхъестественных сил, то есть для обнаружения в себе своей собственной божественности. В этом есть несомненное кощунство и духовный тупик.
Божия благодать подается христианам не для их самоутверждения, чтобы быть «сверхлюдьми», не для укрепления авторитета в собственных глазах (повышения самооценки) или в общественном мнении (чтобы показать, на что мы способны), не для манипуляций над окружающими, а по очень простой причине. Эта причина заключается в том, что душа человека не будет полноценной без Бога, что ни одно земное благо или ценность мира сего не утолят жажду нашего сердца, и только Божия благодать вносит в душу радость, гармонию, мир и покой, без которых человек не может быть счастлив. Божия благодать утоляет жажду души и помогает побеждать грехи и соблазны. Душа, расслабленная пороками и страстями, в благодати Божией обретает неиссякаемый источник силы, ею учится преодолевать в себе грех, исполнять волю Божию и, просвещаемая духовным светом, свободно шествует по пути Господних Заповедей.
Откуда же чудо-способности?
Человека всегда привлекало что-то таинственное, загадочное, труднообъяснимое с рациональных позиций. Действительно, есть область непознанного, того, что превышает измерения материального мира. Обычно это именуется миром духовным и лишь отчасти постигается в жизни земной. Пытливому человеку охота проникнуть туда, вкусить от высшего знания, приобщиться невидимому. Однако доступ к духовному миру может быть как законным, так и незаконным — в зависимости от этого само духовное знание предстает в совершенно различном свете.
В Божественном Откровении сказано, что в Господе Иисусе Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3). Истинные тайны Божий открываются человеку по мере его духовного просвещения, которое неразрывно от стяжания благодати Духа Святого. Соединяясь с Духом Святым, человек обретает от Него силы и дарования, которые, согласно воле Божией, употребляет на добрые дела.
Конечно, многие экстрасенсы считают, что их способности — естественная принадлежность их самих как особо одаренных от природы людей. Другие же полагают, что это — дар Божий, Его особое к ним благоволение. Что же мы видим здесь на поверку?
Один знакомый автора по имени Михаил (ныне это иеромонах с другим именем) рассказал, как он, еще только-только воцерковляясь, беседовал с приятелем, увлекавшимся экстрасенсорикой. Тот курил сигарету, и Михаил высказал недовольство по поводу дыма и связанного с ним вреда. На это приятель совершенно спокойно ответил: «А я сейчас выдохну на тебя сигаретный дым, и ты будешь чувствовать запах свежего хвойного леса». Не спрашивая даже желания своего собеседника, он стал выдыхать дым в его сторону, и тот действительно ощутил запах свежей хвои. Михаил по этому поводу говорил: «Как я ни крестился, ни читал Отче наш — ничего не помогало. Видимо, если Бог не подаст помощи, то и молитва бессильна». Думается, что Михаилу в тот момент еще не хватало веры, поскольку он только воцерковлялся. Известны другие случаи, когда молитва и крестное знамение в пух и прах разбивали оккультные наваждения. Но приведенный пример весьма показателен в следующем отношении. Самоуверенный экстрасенс даже не замечает, что он действительно травит собственное здоровье (и здоровье других) никотином, ведь по его мнению главное то, что он может создать эффект свежего воздуха. Вся экстрасенсорика помешана именно на этом — создается эффект, который воспринимается как реальный. Эффект исцеления, благополучия, подзаряженности космической энергией, в конце концов — личного совершенствования — все это с сопутствующими последствиями: очевидным отравлением себя и других людей духовным ядом.
Даже если говорить с положительной стороны (как бы с некоторой риторической уступкой заблуждающимся), развитие в себе «скрытых» способностей есть лишь максимальное исследование того помещения, в котором ты поселился. Вот здесь есть подпол, здесь чулан, а здесь, оказывается, еще и потайной выход — как интересно! Можно, конечно, научиться гипнозу, развить в себе интуицию и усилием воли преодолевать собственные болезни. Но в конечном итоге это лишь самозамкнутость с гипертрофированным интересом к своим тварным силам. Никогда этот путь не приведет к подлинному преодолению своих пределов, к надстройке, скажем так, второго этажа в этом здании, поскольку об этом и о Всемогущем Творце нет подлинных представлений. И потому речь может идти лишь о «скрытых» способностях, но не о преображении души. Такой человек развивает свое естество (другой вопрос, в каком направлении), но не поднимается по лестнице духовного восхождения. Человеческое естество — дар Бога (вспомним, что главное призвание человека — единение с Богом), Который Сам для того и стал Человеком, соединил в Себе наше естество с Божеством, чтобы мы могли посредством Него придти к обожению. В конечном итоге экстрасенсорный путь терпит крах, ибо для человека с его бессмертной душой важно вечное спасение, а не кратковременное саморазвитие.
В экстрасенсорике у человека гипертрофируются отдельные стороны душевно-телесной природы, такие как интуиция, предчувствие, умение влиять на психику и эмоции окружающих, гипнотические способности (то есть то, что вовсе не обязательно в себе развивать), попутно возрастает мнение о себе. В итоге вместо совершенства человек приходит к состоянию прелести, самообольщения.
Все экстрасенсорные чудо-способности — ясновидение, телепатия, левитация, телепортация (мгновенное перемещение из одного места в другое), метаморфоз (всевозможные превращения) и другие — на самом деле не есть необычайно развитые «скрытые» способности человека, проснувшиеся от специальных методик, а всего-навсего свойства и способности демонов, уделяющих обольщенным от «обилия даров» своих. Пришедшие посредством оккультной практики к единству с темными силами черпают от них способности, проявляющиеся как совершенство самих оккультистов. Экстрасенс ошибочно полагает, что это его личные сверхспособности, сами собой обнаружившиеся или развитые с помощью особых методик. Методика же развития в себе экстрасенсорных способностей (через оккультные практики, магию, медитации, мантры, психофизические тренировки и т. п.) есть по сути разрушение той духовной защиты, которой наделил каждого человека Бог, и раскрытие своего естества для непосредственного влияния темных духов.
В Чине отречения от занятий оккультизмом по этому поводу сказано:
«Вопрос: Признаешь ли, что нестандартные "способности" и "дарования", приобретенные в результате занятий оккультизмом, имеют источником сатанинскую силу, и отказываешься ли от этих "способностей"?
Ответ: Признаю, что не Податель всякого блага Бог, а падшие духи являются источником моих "сверхчеловеческих способностей". Признаю, что пользование ими есть служение сатане и ангелам его, и обещаю впредь ни при каких обстоятельствах не прибегать к этим "способностям"».
Знакомый священник отец Сергий Ц. рассказал, как одна из его духовных чад Мария приютила женщину-экстрасенса. Мария часто оказывала ночлег паломникам Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Женщина-экстрасенс приехала из какой-то глубинки, ставила диагнозы на расстоянии, но кто-то сообщил ей, что здесь не все так просто и что Надо бы ей съездить в Лавру на отчитку. Как ни странно, она согласилась, в отчитке многие видели нечто сверхъестественно помогающее. Оказавшись у Марии, экстрасенс сказала о себе, что у нее открыт третий глаз. «Какой еще третий глаз, — возразила Мария, — бесовщина все это». Женщина пошла в храм и смогла лично поговорить с отцом Германом. Вернувшись к Марии, она сообщила, что батюшка рекомендовал ей пройти отчитку двенадцать раз подряд, чтобы освободиться от этого наваждения. «Ну, что я тебе говорила: бесовщина все это», — еще раз сказала Мария и оставила женщину у себя на время посещения чина. После седьмой отчитки та вдруг с удивлением сказала, что ее сверхъестественные способности исчезли.
Действительно, есть только два источника для всех сверхъестественных способностей, точнее, подлинный источник совершенства один — это Всесильный, Премудрый и любящий Свое создание Бог, а второй — его жалкая имитация, способствующая самообожествлению человека — падшие ангелы. Когда говорится, что первозданные люди обладали сверхъестественными свойствами, то подразумевается, что эти свойства в них были нераздельны от присутствия благодати Божией. Конечно, в оккультизме пытаются вернуть утраченную силу и власть над миром, пытаются имитировать совершенство первозданных людей, но по сути — это соприкосновение с демонической силой*.
* Вопрос об источнике и природе экстрасенсорных способностей достаточно непростой. Ведь само внушение темной силой каких-то экстрасенсорных способностей возможно только тогда, когда в естестве человека есть потенциал к их реализации.
Известный духовный писатель XIX века священник Григорий Дьяченко составил большую книгу «Область таинственного», в которой приводится множество случаев телепатии, предвидения и предчувствия, чтения мыслей, исцеления посредством наложения рук и многого другого, что сейчас было бы названо откровенной экстрасенсорикой (книга, конечно, этим не ограничивается и повествует также о соприкосновении с потусторонним миром). Священник Григорий Дьяченко однозначно считал, что все упомянутые явления относятся к естественным, хотя и воспринимаемым как уникальные, свойствам душевной жизни. По мысли Дьяченко, все это область экспериментальной психологии и лишь по недоразумению относится обществом к оккультизму, подобно тому, как некогда не принимали всерьез научные открытия и изобретения, в частности электричество, металлотерапию, громоотвод, телеграф, паровоз, пароход и т. п. Цель же священника Григория была вполне благочестивой — показать, что проявляющиеся в мире необычные способности свидетельствуют о духовном начале в человеке — его бессмертной душе, которой поэтому следует уделять особое внимание, чтобы сохранить душу для вечности.
Имеет также право на существование позиция, изложенная Николаем Цыгановым, в прошлом колдуном, а затем искренним православным христианином, написавшим о магии небольшую книгу. Цыганов пишет: «Праотец Адам, думается, имел абсолютную власть над земным миром и имел ее как данность, как свое природное свойство, не обретенное жизнью по вере, как у святых, а как нечто столь естественное, что оно, возможно, и не замечалось, и не ценилось до момента утраты его. А вот что касается веры, посредством которой христианские святые обретали единение с Богом, то это свойство, этот подход к реальности — уверенность в невидимом, по определению апостола, у Адама отсутствовало за ненадобностью. Невидимая подавляющему большинству людей реальность тонкого мира, небес, открывавшаяся в земном бытии лишь немногим святым, таким, как апостол Павел или преподобный Серафим Саровский, для Адама была реальностью чувственного и зримого знания, научного, говоря современным языком <...> Суть магии сводится к "закату солнца вручную", к теоретическим и практическим попыткам методами проб и ошибок, "тыка", накопления и систематизации опыта или же получения инструкций "свыше", то есть от сатаны, запускать заблокированные Богом механизмы воздействия на мир, его стихии, животных и людей, не защищенных верою в Бога и благодатью, подаваемой в Таинствах Православной Церкви. Механизмы эти были заблокированы Господом у Адама и его потомков, каковыми является весь род человеческий, с целью того, что в технике называется "защитой от дурака", как всего тварного мира, так и дурака от него самого. Механизмы эти и свойства не отняты и не исчезли, но остались в человеке заблокированными, скорее всего, в той сфере, что носит название подсознания... У человека, являющего собой венец творения, его Божественные свойства (тоже) не отняты, и по мере обожения человека, соответственно степени его воссоединения с Богом, они разблокируются, оживают, порой непрошенно и неожиданно для самого христианского святого, и не всегда в согласии с его желаниями. И если магия, пытаясь запустить эти механизмы, преследует вполне конкретные прагматические и утилитарные цели достижения благоденствия и власти на приземленном уровне, низменные или высокие, но лежащие в сфере материального и земного, то святым восстановление этих свойств достается в приложение к их обоженности, святости. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: ЗЗ)».
Возможно, в естество человека действительно заложено много таких способностей, которые в современном состоянии грешного мира будут восприниматься как сверхъестественные. И можно бы полагать, что они были заблокированы в связи с грехопадением, в некоторых же случаях, при сильной травме или при соприкосновении с демоническим миром, либо по другим, неизвестным нам причинам, эти способности раскрываются. Тем не менее утверждать категорически о всяком проявлении экстрасенсорики, что это именно такой случай, вряд ли возможно. Если мы будем думать, что вся наблюдаемая в мире экстрасенсорика уже заложена в человека, то придем к тому же самому экстрасенсорному понятию энергетики, сокрытой внутри человека, которая может быть раскрыта в себе помимо Бога особой техникой и которая якобы раскрывается у святых Богом в ответ на их аскетический подвиг. В такой парадигме человек предстает сам по себе, без Бога, не персть и прах, а этакий энергетический божок, способный целить, прозревать, созидать и вершить судьбы других людей. Так ли это на самом деле?
Люди святые, являвшие подлинные сверхъестественные способности, воспринимали мир не так, как экстрасенсы и маги. Никаких сведений о биоэнергетике, сканировании организма больного руками или проникающем внутрь взгляде в житиях святых мы не найдем. Знание им подавал Бог просто и ясно, как правило, без чувственной образности. И это очень важный момент. Один известный в Москве экстрасенс, В. И. М-н (этот целитель считает себя христианином и употребляет молитвы), рассказывал, что когда на сеанс к нему пришел слепой человек, он обратил внимание на какую-то точку в его голове (точка представилась образно внутри головы), своими манипуляциями экстрасенс стал раскручивать эту точку, и вдруг слепой стал с изумлением рассматривать свои руки, ведь он никогда не знал, что такое зримый мир. М-н тут вдруг задумался, а полезно ли будет этому человеку прозрение, и если Бог сделал его слепым, то угодно ли Богу его исцеление. Поразившись своей же мысли, М-н обратными манипуляциями вернул точку в исходное состояние. В этом случае показательно не только сомнение знахаря в целесообразности экстрасенсорного целительства, но и само образное видение причины болезни. Святые же, как правило, не воспринимали мир в чувственных образах, духовные прозрения не предстают в грубо натуралистическом виде, словно рентген организма или детальная визуализация посторонних «штучек» в мозгу или сердце, но от Бога святым давалось ясное знание, словно чистая, мирная мысль.
В жизни преподобного Силуана Афонского, в начале его пребывания на Афоне, произошло такое искушение: «Однажды ночью келья его наполнилась странным светом, который пронизал даже и тело его так, что он увидел свои внутренности. Помысл говорил ему: "Прими, — это благодать", однако душа послушника смутилась при этом, и он остался в большом недоумении. Молитва и после этого продолжала в нем действовать, но дух сокрушения отступил настолько, что смех пришел к нему во время молитвы; он сильно ударил себя по лбу кулаком; смех пропал, но дух покаяния все же не возвратился, и молитва проходила без сокрушения. Тогда он понял, что с ним произошло нечто недолжное». Весьма показательно дальнейшее повествование, вскрывающее источник «сверхъестественного» прозрения: «После видения странного света стали ему являться бесы, а он, наивный, с ними разговаривал, "как с людьми". Постепенно их нападения усиливались; иногда они говорили ему: "Ты теперь святой", а иногда — "Ты не спасешься". Брат Симеон (таково было имя старца Силуана до монашества. — В. Д.) спросил однажды беса: "Почему вы мне говорите по-разному: то говорите, что я свят, то — что я не спасусь?" Бес насмешливо ответил: "Мы никогда правды не говорим"». В данном видении ярко описывается чисто "экстрасенсорная способность сканирования человеческого организма своим взглядом (открытие так называемого третьего глаза) — «увидел свои внутренности», причем это предлагается как Божий дар. Попутно у человека оскудевает покаяние перед Богом, то есть ослабевает то, чем только и может спастись в вечную жизнь человек.
Святые приближались к Богу и вместе с Его благодатью обретали сверхъестественные дары, имевшиеся у первозданного человека, а люди обольщенные впадают в общение с демонами, которые своей темной силой имитируют сверхспособности. Казалось бы, в экстрасенсорике проповедуется только исследование природных сил, но, по существу, это также оккультное соприкосновение с демоническим миром. В этом отношении уместно высказывание святителя Филарета Московского: «Ныне путем исследования природы заходят в область волшебства»37. Классический пример подобного обольщения описан в Киево-Печерском патерике о преподобном Никите. Недавно поступив в монастырь, Никита желал обрести особые благодатные дарования, а для этого, как он считал, требовалось уйти в затвор, где исключительным подвижничеством заслужить желаемое. «Прошу у Господа Бога, чтобы и мне подал Он дар чудотворения», — объяснял Никита игумену, огорчившемуся неразумной ревностью молодого монаха. Никита заложил свои двери и самовольно стал затворником. Через несколько дней, совершая молитвенное пение, он услышал голос кого-то молящегося с ним и почувствовал несказанное благоухание. Скороспелый затворник принял это за Божие посещение и стал просить увидеть Господа. Голос же злохитро пояснил, что ему еще рано видеть Господа, но дан будет ангел, который и научит всему. Явившийся в виде ангела бес не стал особенно мудрствовать и предложил незамысловатое правило: «Ты не молись, а только читай книги, и через это будешь беседовать с Богом и из книг станешь говорить полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о твоем спасении Творца своего». Никита невероятно обрадовался столь быстрому преуспеянию и скоро стал наставлять людей, время от времени пророчествуя. Однажды он сам послал сказать князю Изяславу (великому князю Киевскому, сыну Ярослава Мудрого. — В. Д.): «Нынче убит Глеб Святославич (князь Новгородский. — В. Д.) в Заволо-чьи. Скорее пошли сына своего Святополка на престол в Новгород». Действительно, через несколько дней пришла весть о смерти князя Глеба, с этой поры затворник прослыл пророком, так что слушались его князья и бояре. В Патерике поясняется, что демон не знал будущего, но открывал то, что делал сам или чему научил злых людей — убийства, кражи и т. д.
Открылась в Никите еще одна удивительная способность — он без предварительных ученых усилий наизусть знал книги Ветхого Завета, так что никто не мог с ним состязаться в этом знании. Только вот Нового Завета не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать, соответственно в беседах никогда не употреблял новозаветных цитат. Из этого киево-печерские монахи поняли, что Никита обольщен невидимым врагом.
Над Никитой было совершено соборное моление монастырских старцев, после чего не видел он уже рядом с собой таинственного подсказчика, не помнил и цитаты из Ветхого Завета, не мог и пророчествовать. Вот так все «скрытые» возможности, было явившиеся с пришествием демона, вновь сокрылись с удалением обольстителя от протрезвевшего духовно человека. Сам Никита с этой поры вел жизнь в послушании монастырскому игумену, смирении и воздержании, за что со временем сподобился епископства в Новгороде, а нам в назидание сохранилась история о том, кто и каким образом может нести человеку экстрасенсорные способности.
В том же Киево-Печерском патерике в житии преподобного Лаврентия затворника мы узнаем о некоем бесноватом, который под действием темного духа говорил по-еврейски, по-гречески, по-немецки (в другой версии — по-римски) и на иных языках, которыми ранее не владел, пророчествовал и говорил о вещах и людях, ранее ему неведомых. А в житии священномуче-ника Киприана мы читаем о том, что в бытность свою волхвом он «научился всем диавольским хитростям: постиг различные бесовские превращения, научился изменять свойства воздуха, наводить ветры, производить гром и дождь, возмущать морские волны, причинять вред садам, виноградникам и полям, насылать болезни и язвы на людей, и вообще научился пагубной мудрости и исполненной зла диавольской деятельности». Отсюда опять-таки ясно, что демонические силы способны наделять некоторых людей необычайными экстрасенсорными способностями.
А теперь приведем пример из жизни Кэтрин Ледерман, занимавшей одно время руководящую роль в оккультном движении «Нью Эйдж» («Новый век»). Вот ее собственный рассказ: «Еще в отрочестве у меня был контакт с духовным миром, миром спиритизма. Один из начальников на моей службе посвятил меня в тайны дальневосточной философии, которые меня очень заинтересовали. Это было что-то совсем другое, сильно отличавшееся от скучных проповедей в церкви. Так я впервые познакомилась с трансцендентностью, с невидимым миром. Я вновь обратилась к этому тогда, когда я, молодая замужняя женщина, оказалась в стрессовой карьерной ситуации. При помощи йоги я вернула мои прежние отношения к невидимому. Йога явилась, таким образом, вступлением в новый вид религиозности, которая также отразилась на моем теле. Любопытство все дальше уводило меня в мистицизм и медитацию. Путем тренировки я добилась ощущения, что расстаюсь со своим собственным телом. К Библии у меня тогда было отношение довольно пренебрежительное. Мне как современной молодой женщине никогда бы не пришла в голову мысль, что Истина может быть заключена в одной небольшой книге. В .конце концов, христианство за две тысячи лет не принесло людям мира и не способствовало эволюции. Так не могло же оно именно теперь наметить путь. Не следовало ли написать новую Библию и прекратить, наконец, эту устаревшую церковную возню? Мне исполнилось ровно 30 лет, когда я оставила свою хорошую работу и с энтузиазмом стала "современной гуру". Б 1975 году я пережила озарение, которое положило конец моему душевному кризису. С этого момента у меня появилась надежда. Это событие в моей жизни перевернуло во мне все так, что у меня была единственная цель — способствовать спасению нашей планеты Земля и ее жителей, обновляя их сознание и готовя людей доброй воли к предстоящему эволюционному скачку. Короче, я хотела показать им путь к истинному Богу. Шли годы. И хотя я старалась внешне казаться счастливой, "озаренной" и "просветленной", внутренне я часто бывала очень несчастна, иногда я страдала от глубокой депрессии. Моему критическому уму было трудно справиться с этим. Разве моя практика внутреннего самосозерцания не должна была улучшить мое душевное состояние? Если "новое сознание" действительно всеобъемлюще и способно действовать спасающе во всех жизненных ситуациях, почему тогда я часто бывала так ужасно подавлена? Надоели мне, наконец, все эти хлопоты о новом порядке в мире, о новом сознании, и в 1980 году я решила покончить со всем этим "Нью Эйдж"-мышлением. Мне захотелось вернуться на работу простой секретаршей и по возможности устроить свою жизнь по "старому порядку". Как же я испугалась, заметив, что это было невозможно! От йоги и разных уводящих от реальности медитаций мой разум сделался пассивным, и им манипулировали. Когда изощренный моей карьерой разум восстал против этого, я заметила, что кто-то другой взял контроль над моими чувствами и моей волей так, что я просто не могла больше делать то, что мне казалось логичным и верным. Невидимые силы, описанные в Библии (см.: Еф. 6: 12), сделали меня духовной марионеткой. Я поняла, что погибла, что мной управляли не добрые, а крайне жестокие силы. Три года длилась борьба: силы "Нью Эйдж" не хотели отпускать и грозили погубить меня. В конце концов злые духи объявили даже дату моей смерти. В это время я отчаянно молилась Богу. И Он вмешался. Я встретила христианку, которая рассказала мне о Христе и в долгих беседах объяснила мне, что Истину нужно искать в Библии... Так я была приведена к Иисусу Христу, Который меня действительно освободил. Лишь через скорбный опыт моего заблуждения я смогла принять простую Истину Библии».
6421 |
Валерий Духанин Валерий Духанин «Огради нас, Господи от суеверий, оккультизма и порчи». Москва, 2011. Оставить отзыв Читать отзывы |
Версия для печати |
Еще материалы по этой теме: |
Исповедь бывшей ведьмы (Елена)
Отпустит ли меня мир русской магии? (Ксения 30 лет)
Практическая черная магия онлайн и в реале - истории (Часть 1)
Магия, колдовство и порча - истории (Часть 2)
Искусство колдовства ведьму не радует - истории (Часть 3)
Книги по эзотерике и практической черной магии - истории (Часть 4)
Страшная история бабки колдуньи Фроси (Александр Бойко)
Тайная сила колдовства (1) (Александр Бойко)
Тайная сила колдовства (2) (Александр Бойко)