Сбываются ли астрологические прогнозы
Автор этих строк прекрасно помнит, как ведущие астрологи нашей страны супруги Глоба вдохновенно предсказывали необычайные события, которые должны ждать нас в 1990-х и начале 2000-х годов. В частности, Павел Глоба пророчествовал как о судьбоносных, так и о вполне прагматичных вещах: что Союз Советских Социалистических Республик не развалится, что в середине 2000 года последует денежная реформа, от которой мы весьма пострадаем, что в 2004 году Россия станет духовным центром Земли, даст ей нового спасителя, которого якобы упоминали еще Христос и арийский пророк Заратустра, что президентом США станет Хиллари Клинтон, Украине Виктор Янукович не станет президентом никогда. Ничего не исполнилось, зато на протяжении всех этих лет сама эйфория слушателей астрологических прогнозов стала основой привития оккультизма сотням тысяч людей.
* В газете «Факты» от 10.07.2009 г. самым авторитетным в России астрологом было буквально сказано: Янукович «кандидатура непроходная. Он, как я говорил вам пять лет назад, — помните? — всегда будет лидером оппозиции».
В той же газете, только через два месяца, весьма интересен контекст подобного утверждения, в котором излагается процентная вероятность исполнения астрологических прогнозов — некий тыл для отступа астролога в случае публичного срама (причем даже в этом случае о Януковиче Глоба говорит в категоричной форме как о непроходной фигуре):
«— Пал Палыч, а насколько в процентном соотношении сбываются ваши прогнозы?
— Я не гидрометцентр, которому, как в том анекдоте, пишут: "Я вашу легкую облачность весь день из подвала выкачивал". Грамотный прогноз должен сбываться не менее чем на 70 процентов. Я даже не принимаю дипломные работы своих учеников, если у них не обеспечен такой процент достоверности.
— И как это выглядит на практике?
— Технология такова. Ученику даются точные данные, время рождения, пол, род занятий человека, который ему неизвестен, но хорошо известен мне. Это, как правило, мои друзья, знакомые бизнесмены, артисты, политики. Причем подбираю таких людей, у которых в жизни намечаются какие-то важные события: свадьба, переезд, новая работа и т. д. После этого ставится задача: сделать прогноз на три месяца вперед. Спустя это время подводим итоги, то есть сопоставляем события, произошедшие в жизни этого человека, и если прогноз сбывается на 70 процентов, ученик получает диплом.
— Сегодня все социологические службы заявляют, что во второй тур президентских выборов выйдут Виктор Янукович и Юлия Тимошенко, хотя, помнится, вы утверждали, что на финише встретятся Арсений Яценюк и Юлия Владимировна. Вы по-прежнему так думаете?
— Ну не вижу я Виктора Януковича! Единственное, что с уверенностью могу сказать: во втором туре победит Юлия Тимошенко. Ее появление на политическом Олимпе я увидел давно и даже имя назвал в газете "Вечерний Киев" за 1990 год. Тогда я, правда, называл еще Анну, но ее время пока не пришло, а вот Юлия, как говорят астрологи, проявилась. Кстати, упоминал о такой женщине и Василий Немчин. Он говорил, что на берегах Борисфена, то есть Днепра,
появится женщина с золотыми волосами — златовласка.
— И надолго?
— У Немчина не сказано. Это Владимир Жириновский умрет в Госдуме. Его оттуда вынесут только вперед ногами. А что касается Юлии Тимошенко, то я считаю, что с ее именем будет связано минимум десятилетие, и это будет смутное время» («Факты». 2009.09.18).
И все-таки как завораживающе говорит оккультист, его убежденность в своей правоте легко покоряет доверчивых людей.
Итак, оккультизм тесно переплетен с астрологией. В древности волхв или маг совмещал в своем лице обязанности колдуна, астролога, гадателя, толкователя снов, в общем, был полноценным оккультистом. И в наши дни тот, кто мыслит окружающий мир в магических категориях, увлекается звездными гороскопами. Современный колдун для лучшего эффекта заклинания обязательно учитывает астрологическую ситуацию на данный момент. А простые смертные выслушивают прогноз на неделю, чтобы заранее знать, в какой день им что предпринять.
Астрология есть учение о влиянии на жизнь и судьбу человека небесных тел: Солнца, Луны, планет, в зависимости от их положения в зодиакальных созвездиях. Если гадания, например, по картам сразу набрасывают тень на подобный способ как явно оккультный, то астрология претендует на роль особой учености, пусть и не совсем традиционной (для большего наукообразия при составлении гороскопов используются даже компьютерные технологии).
Астрологи иногда вспоминают евангельских волхвов с востока, увидевших звезду новорожденного Царя и пришедших поклониться Ему. Только вот звезда эта была не совсем обычная — движение ее по небосводу совершалось отличным от бездушных светил способом: И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2: 9). Какая еще звезда могла бы так передвигаться (сначала явить себя на востоке, а затем двигаться от Иерусалима к Вифлеему) и стать над местом, где родился Христос? По словам Святых Отцов, это было особое знамение Ангелов об исполнении древних пророчеств — Рождении Спасителя мира Иисуса Христа. Подобно тому, как огненный столп предшествовал ветхозаветному Израилю на пути к Обетованной Земле, так и теперь чудесная звезда предшествует представителям язычества на их пути ко Спасителю. Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что это было явление божественной и ангельской силы, приведшей восточных магов ко Христу, тем самым символически упразднившей магию. Как известно из предания, волхвы — Валтасар, Гаспар и Мельхиор — стали со временем христианами. Именно об этом поется в тропаре Рождества Христова: В нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, то есть служившие звездам посредством этой чудной звезды научились служить Христу, Солнцу Правды.
В Евангелии мы читаем о том, как после Преображения на горе Фавор к Спасителю подошел отец одержимого нечистой силой юноши с просьбой о помощи, поскольку ученики Христа не смогли его сына исцелить (см.: Мф. 17: 14-18). Причем в данном случае одержимость имела одну особенность — бес овладевал мальчиком в новолуние, так что он падал на землю, скрежетал зубами, испускал пену, бросался в огонь и в воду с каждым новым появлением Луны. Почему же подобные вещи происходили именно в новолуние? Согласно толкованию Святых Отцов, демон пытался скрыть свои действия, так чтобы люди думали, будто виной страданий юноши была Луна — сотворенное Богом небесное тело (вспомним, что в повествовании о творении мира Библия особо замечает светило малое — Луну. См.: Быт. 1:16). Исцеляя юношу, Господь запрещает мучить отрока не Луне, а демону, показывая, кто есть подлинный виновник человеческих мук и страданий. Нечистая сила старается и в наши дни использовать тот же самый прием — влиять на жизнь человека, по-видимому соотнося случающиеся с ним события с расположением небесных тел.
Правда, читатель книги Бытия заметит, что светила были сотворены в том числе и для знамений. — И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт. 1: 14). Что же это за знамения? Яркий пример подобных знамений произошел во время крестных мук Спасителя, когда сделалась тьма по всей земле до часа девятого и померкло солнце (Лк. 23:44-45). Поскольку на земле совершилось великое беззаконие — люди убили Того, Кто пришел даровать им свет вечной жизни, духовная тьма временно восторжествовала, и в знак этого земля покрылась на три часа тьмой. На Кресте умер Христос — Источник вечного света, Солнце Правды, и в знамение этого померкло видимое нами солнце.
Знамения бывают и более низшего порядка. Преподобный Иоанн Дамаскин об этом писал: «Эллины говорят, что восхождением, захождением и сближением звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела; этим и занимается астрология. Мы же, напротив, утверждаем, что ими даются предзнаменования дождя и бездождья, сырой и сухой погоды, а также ветров и подобное; но предзнаменованиями наших действий они никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях. Сверх того, и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем разум нам несомненно дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное. Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают причиною ничего совершающегося в мире — ни возникновения возникающего, ни гибели гибнущего, но скорее служат предзнаменованием дождей и перемены воздуха. Иные, может быть, скажут, что звезды являются если не причинами, то предзнаменованиями войн и что качество воздуха, зависящее от солнца, луны и звезд, различным образом производит различные темпераменты, навыки и расположения; но навыки относятся к тому, что находится в нашей воле, ибо они подчиняются разуму и изменяются под его руководством»86.
Есть в современной биофизике молодая отрасль — гелиобиология, открытая советским ученым профессором Александром Леонидовичем Чижевским (1897-1964). Эта наука показывает, например, явную зависимость некоторых болезней и эпидемий от уровня солнечной активности. Некоторое влияние простирается даже на психическую сферу людей. Чижевский, которого знают обычно по его изобретению, лампе Чижевского, в 1915 году увлекся исследованиями солнечных пятен и обнаружил синхронность между максимальным количеством пятен, проходивших через центральный меридиан Солнца, и военными действиями на фронтах Первой мировой войны. Чижевский обратился за советом к К. Э. Циолковскому, который предложил накапливать материал для построения научной теории, что отчасти и было выполнено. Смысл концепции Чижевского сводится к тому, что циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, а именно влияют на жизненные процессы начиная от урожайности злаковых культур и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Это сказывается даже на динамике исторических событий — войн, восстаний, революций, политико-экономических кризисов и т. д. Впрочем, Чижевский всегда пояснял, что состояние солнечной активности не является основополагающей причиной земных процессов, а лишь способствует более острому проявлению уже назревших на земле процессов (это, в частности, изложено в ключевой книге ученого: Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. — М.: Мысль, 1976). Иными словами, в гелиобиологии все объясняется не расположением светил и знаками зодиака, а физическим влиянием солнечной активности на растительную, биологическую и психическую жизнь. Приведем элементарный пример: если Солнце не будет светить в достаточной мере, цветок не вырастет, а если будет светить слишком сильно, то он завянет, и мистика тут не при чем. Кстати, в некоторых ситуациях современные астрологи манипулируют данными метеорологии, а также другими научными данными о природных воздействиях На организм человека, например, влиянии фаз Луны на сердечно-сосудистую систему.
Проблема астрологии (равно как и хиромантии — гаданиям по линиям руки, а также нумерологии — гаданиям по числам, складывающимся, к примеру, из цифр года, месяца и дня рождения) во многом связана с сильнейшим соблазном человечества — верой в судьбу (поэтому решение этого вопроса вскрывает суть не только астрологии, но заодно хиромантии и нумерологии). Судьба и свобода — понятия, противоречащие друг другу. Свобода есть величайший дар Бога человеку. Астрология же побуждает перекладывать ответственность за собственные поступки на небесные светила, внушает мысль о предопределении. По сути, астрология превращает человека в игрушечный механизм, все действия и поступки которого прописаны звездными схемами.
Апологет II века Татиан Ассириец в своей «Речи против эллинов» писал: «Они (демоны), показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости, ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы; убийцы и убиваемые, богачи и бедняки — порождения той же судьбы, и всякое рождение, как на сцене, доставляет наслаждение тем, которые, как говорит Гомер, "смех несказанный воздвигли" (Илиад. 1: 599; Одисс. 8: 326)».
Что же плохого в том, если жизнь связывается с фатальным предначертанием судьбы?
Во-первых, это принижает достоинство человека, созданного по образу Божию, и значит, свободного, призванного разумно созидать свою жизнь.
Во-вторых, вера в судьбу заранее оправдывает все грехи и пороки, к которым способен скатиться человек.
В-третьих, судьба не способна освятить каким-либо возвышенным смыслом трагические обстоятельства человеческой жизни, например, внезапной инвалидности, преждевременной гибели, крушения жизненных надежд или смерти ребенка — так «на роду написано» и все. Христианство же показывает, что все, даже самые скорбные, события жизни не являются только результатом слепого случая или чьего-то злого умысла, а вписаны в Божий Промысл, то есть Его живую заботу о нас, главной целью ставящую наше вечное спасение. Даже несчастный случай, неожиданно пресекающий жизнь, не есть предначертание судьбы, а промыслительная забота Бога о человеке. Апологет Татиан, кстати, далее говорит: «Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей».
Замечена одна удивительная особенность — многие люди, далекие от теплой веры в Бога, считают, что астрологические прогнозы имеют к их жизни прямое отношение, что их характеры точно соответствуют прописанным по их поводу астрологическим характеристикам. Когда же человек обретает душой своей Бога и приходит к жизни церковной, то он вдруг прозревает, насколько его душа и характер независимы от звездных расписаний, что жизнь его уже не подчиняется астрологическим закономерностям, не сообразуется с расположением звезд, а направляется удивительным, милосердным и премудрым Промыслом Божиим. Суть этого феномена заключается в том, что суеверные люди сами в своем уме подгоняют под астрологический прогноз события своей жизни, которая у каждого человека настолько многообразна и глубока, что в этой палитре обязательно найдутся цвета, схожие с жалкими мазками гороскопа. Когда же человек освобождается от суеверия, он видит и чувствует, что подлинная жизнь отличается от гороскопов так же, как живое дитя отличается от куклы.
Блаженный Августин в толковании на Книгу Бытия посвятил целую главу разбору учения астрологов: «Что касается их всевозможных разглагольствий о влиянии звезд и их мнимых опытов астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры». Блаженный Августин пишет, «что наши души по своей природе не подчинены небесным телам». Далее он объясняет всю нелепость влияния звезд на нашу жизнь: «Что может быть нелепее и бессмысленнее, если, убедившись этими примерами, они нам скажут, что роковое значение звезд имеет отношение к судьбе одних только людей? Да в этом они и сами убедятся на примере близнецов, которые весьма часто при рождении получают одни и те же созвездия, однако живут различно, различно бывают счастливы или несчастны и различно умирают. Ибо хотя уже при самом появлении из утробы матери между ними существует некоторое различие, однако различие [по дальнейшей жизни] между иными из них бывает настолько велико, что не может быть выведено из астрологических вычислений».
Известно, что в одной и той же катастрофе погибают люди, родившиеся под самыми разными созвездиями, с самыми различными астрологическими прогнозами. Напротив, двое близнецов, родившихся практически одновременно, часто имеют совершенно разные характеры и способности, кардинально противоположные судьбы, о чем и пишет блаженный Августин. Астрологи пытаются объяснить это тем, что два близнеца рождаются все же не одновременно. Но в таком случае составляемые на протяжении тысячелетий гороскопы уже не верны, ибо почти никогда не известна секунда рождения конкретного человека. Блаженный Августин дальше приводит пример из Ветхого Завета: «Рука младшего Иакова, при рождении, оказалась держащею за пяту старшего, так что они родились как бы один, надвое простершийся, младенец. Так называемые созвездия их не могли быть, конечно, различными. Что же может быть нелепее мысли, будто астролог, рассматривая эти созвездия, мог бы по одному и тому же гороскопу, по одной и той же луне сказать, что один из них будет любим, а другой не любим матерью? Ибо если бы он сказал что-нибудь иное, то сказал бы очевидно ложь, а если бы сказал именно это, то хотя сказал бы правду, но несогласно с нелепыми предсказаниями своих книг. Если же этой истории они не захотят поверить ввиду того, что она заимствуется из наших книг, то разве могут они вычеркнуть и самую природу вещей? А так как они говорят, что нисколько не ошибаются, если только находят час зачатия, то пусть, по крайней мере, как люди [ошибающиеся] не сочтут для себя делом недостойным обратить внимание на зачатие близнецов. Надобно сознаться, что иногда они говорят и нечто истинное, но говорят по некоему сокровеннейшему внушению, которое испытывает несведущий ум человеческий. Так как это служит к уловлению людей, то оно бывает действием совратившихся духов, которым попускается знать кое-что истинное из области временных предметов отчасти потому, что они обладают более тонким чувством, или более тонкими телами, или более богатым, благодаря своей продолжительной жизни, опытом, отчасти потому, что святые ангелы, по повелению Божию, открывают им то, о чем узнают от всемогущего Бога, распределяющего человеческие заслуги по Своему нелицеприятному сокровеннейшему правосудию. Иногда эти презренные духи в виде своего рода пророчеств предсказывают и о том, что они намерены делать. Поэтому истинный христианин должен остерегаться как астрологов, так и всяких прорицателей, особенно тех, которые говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов его душу, они не запутали его в свое сообщество».
Господь, призывая человека к возвышенной цели, имеет о нем Свой план. Заранее ведая глубины души и будущее произволение нашего сердца, Бог, конечно, может предуказывать человеку его дальнейший путь. Так, младшему сыну ветхозаветного патриарха Иакова святому Иосифу во снах было явлено его будущее возвышение пред братьями. Он в простоте сердца передавал сны семье, и когда братья из зависти решили его погубить, они сказали: Убьем его и увидим, что будет из его снов (Быт. 37: 20). Пытаясь разрушить намерение Божие о возвышении их младшего брата, они сами невольно способствовали исполнению воли Божией о нем — Иосиф попал в Египет, где через много лет стал высокопоставленным чиновником, а его братья обращались к нему в голодное время с просьбой о помощи.
Однако подобные предуказания не являются неизбежным определением, как бы железным руслом, по которому должна пролегать излучина человеческой жизни. Бытие личности обусловливается не предопределением или созвучием небесных светил, а Божией заботой о людях. В этом отношении большое значение имеет, к чему добровольно склонится сердце человека. Горячая молитва и искреннее покаяние способны изменить даже Божие решение о людях. В Священном Писании мы читаем о том, как Бог повелел пророку Ионе идти в Ниневию и предвещать, что за нераскаянные грехи город вскоре будет разрушен. Иона ходил по городу и говорил: Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Ион. 3: 4). Далее в Писании приводятся интересные слова: И поверили Ниневитяне Богу (Ион. 3:5), то есть они поверили, что вскоре Бог действительно накажет их за их грехи. Тогда они стали поститься, каяться, и Бог принял раскаяние людей, помиловал город, изменив Свое решение — разрушения не произошло. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Ион. 3: 10). На формирование истории общества и судеб отдельно взятых людей влияют самые разные факторы, в том числе и внутренние, например свободное самоопределение человека.
У пророка Иеремии мы читаем: Так говорит Господь: не учитесь путям язычников, и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов — пустота (Иер. 10: 2-3). Еще раз повторим, что наша жизнь определяется не созвездиями, а Промыслом Божиим, который учитывает самоопределение каждой конкретной личности. В таком случае нет строгого шаблона жизни, в который должен неумолимо вписываться своими поступками человек. Значит, переживая о будущей участи своей или своих близких, нужно обращаться не к гороскопам, хиромантам, гадателям или прорицателям, а к Богу посредством личных молитв и участия в Таинствах Церкви, ибо что лучше устроит нашу жизнь, как не благодать Духа Святого, подаваемая посредством молитв и литургической жизни?
3962 |
Валерий Духанин Валерий Духанин «Огради нас, Господи от суеверий, оккультизма и порчи». Москва, 2011. Оставить отзыв Читать отзывы |
Версия для печати |
Еще материалы по этой теме: |
Антигороскоп (часть 1) (Виктор Коломиец)
Антигороскоп (Часть 2) (Виктор Коломиец)
Астрология: наука будущего или суеверие прошлого? (часть 1) (Н. В.)
Астрология: наука будущего или суеверие прошлого? (часть 2) (Н. В.)
Гороскопы, астрология глазами Церкви и науки (Священник Родион)
Христианский взгляд на астрологию
«Я остановилась на краю пропасти...»