Астрология, гороскопы

Астрология: наука будущего или суеверие прошлого? (часть 1)

Письмо в Центр свщмч. Иринея Лионского, г. Москва

 Совершенно очевидно, что каждый физический объект имеет вокруг себя различные поля: электромагнитное, гравитационное, информационное и пр.

Как инженер я имела дело с вибростендом, принцип действия которого изумительно прост: три катушки индуктивности расположены в пространстве таким образом, что составляют собой равносторонний треугольник. Именно из-за такого пространственного расположения катушек возникающие вокруг них поля создают такую интенсивную вибрацию, что стенд может подвергать вибрации объекты в десятки и даже сотни килограммов. Таким образом, простое взаимодействие электромагнитных полей различных объектов создает ярко выраженное и совершенно ощутимое физическое воздействие.

Космические объекты представляют собой физические тела достаточно большой массы для того, чтобы ею можно было пренебречь, а стало быть, и гравитационными полями, возникающими вокруг этих тел. Эти тела различны и неоднородны по своему составу, плотности, физическому состоянию вещества в них. Они обладают разной температурой, а, следовательно, и разной излучательной способностью. Кроме того, они совершают сложное механическое движение, состоящее из движения по орбите (у каждого своей и особым образом расположенной в пространстве) и вращения вокруг собственной оси.

Все эти физические факторы создают вокруг этих тел сложные спектры различных полей разной направленности и различной напряженности. Кроме этого, они все время изменяют пространственное расположение относительно друг друга и расстояние. Поля этих тел неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом. Причем эти взаимодействия являются сложными, так как в них участвуют не два, а множество различных объектов. Нет ничего удивительного, что результат этих взаимодействий оказывает зримое влияние на окружающий мир, природу и человека. Причем при определенных соотношениях воздействие может быть спокойным, благоприятным, а может быть резким, деструктивным.

Всем известно, что такое небольшое космическое тело, как Луна, вызывает на Земле своим притяжением (то есть гравитационным полем) такие явления, как приливы и отливы. Но сила этого явления настолько велика, что приводит в движение не только мировой океан — в движение приходит даже суша. Например, Москва под действием притяжения Луны совершает колебание почвы в сутки в амплитуде до 30 см. Стоит ли удивляться тому, что это явление будет оказывать влияние и на человека, на его самочувствие и даже способности в разное время суток. Например, во время «прилива» кровь будет прибывать к голове, и человек будет более сообразительным с одной стороны, а с другой — в это время он будет более подвержен гипертонии и инсультам. А во время «отливов» у него кровь будет прибывать к ногам, и человек, скажем, будет быстрее бегать.

В данном случае рассмотрены лишь грубые физические примеры. Но природа богата и разнообразна в своих проявлениях, и более «утонченные», не столь очевидные на первый взгляд закономерности тоже вполне имеют право на существование.

Известны, скажем, факты, когда под линией высоковольтных передач или при сильном шуме у стада коров начинали падать удои. Но ведь космические объекты и их взаимодействия создают неизмеримо более мощные излучения. И космический шум от их движения, который мы, к счастью, не способны слышать, тем не менее, воздействует на нас.

Совершенно очевидно, что при одних и тех же генах, но при разных условиях среды человек может развиваться несколько различно. Скажем, при недостаточном и неправильном питании и отдыхе он может не вырасти в полный свой рост, стать более болезненным и нервным, чем он мог бы быть. Причем, именно в младенчестве зависимость человека от окружающей среды является наиболее сильной и имеющей долгосрочное значение. Вполне возможно, что и спектральный состав облучений различными полями в первые моменты жизни человека, его самостоятельного существования на Земле и последующий период являются определяющими и также носящими долговременный характер.

Эти обычные физические закономерности называются по-другому законами природы. Они лишены мистической основы — как положительной, которую приписывают им некоторые астрологи, так и отрицательной, как считает Церковь (то есть мистика, возможно, и присутствует в астрологии, но не более, чем в любом Божием творении).

Эти физические, физиологические и психические закономерности позволяют делать прогнозы с большей или меньшей вероятностью. Совершенно очевидно, что подобные прогнозы, которые делаются во всех областях знания, полностью лишены абсолютности. Абсолютностью обладает только один Бог. Но ведь никого же не смущает не оправдавший себя метеорологический прогноз. Никто ведь не говорит из-за этого, что метеорология — это лженаука. Или, наоборот, сбывшийся метеорологический прогноз ничуть не ставит под сомнение существование и всемогущество Бога и не создает новую лжерелигию.

Бог создал мир, природу, человека. Он создал и законы, по которым этот мир управляется. И в полной Его власти в любой момент вмешиваться в эти законы и менять их произвольным образом. Однако из того, что преп. Серафим Саровский ходил по воздуху, а Мария Египетская — по водам, еще не следует, что и для всех прочих законы гравитации уже отменены.

Еще в начале века не каждый священнослужитель соглашался сесть в автомобиль, считая его исчадием ада, а теперь чудотворную Иверскую икону афонские монахи не погнушались погрузить в самолет и перенестись вместе с ней по воздуху на «адской» машине.

Мое мнение, что церковные деятели напрасно подрывают авторитет Церкви ханжеским отрицанием очевидных вещей и нагнетанием нездоровых страстей, приписывая дьявольский смысл обычным физическим явлениям, законам природы. Дьяволизм здесь содержится не в самом явлении, а в неправильном отношении к нему. Не сама астрология является язычеством, а видение в ней неких мистических начал. В этом смысле совершенно удивительно, как церковные деятели, приписывая астрологии демонические свойства, не видят, в какое двусмысленное положение они ставят себя и Церковь. Безусловно, необходимо отделять науку от ширпотреба, но непризнание астрологии как таковой, то есть того факта, что космический мир создает определенные природные воздействия, естественным образом влияющие на природу и человека, есть ханжество и погрешение против Истины. И не известно еще, что на самом деле опаснее: языческое отношение к астрологии астрологов или языческое отношение к астрологии церковных деятелей.

 

Круглый стол в Центре св. Иринея Лионского

 Участвуют: Священник Петр Иванов — доктор исторических наук, зав. сектором Института востоковедения РАН;

Священник Алексий Уминский — настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, член редсовета журнала «Прозрение»;

Александр Леонидович Дворкин — доктор философии, кандидат богословия, зам. главного редактора журнала «Прозрение»;

Диакон Михаил Плотников — религиовед, кандидат богословия, сотрудник редакции журнала «Прозрение».

А. Л. Дворкин: Вот такой текст получила редакция нашего журнала. Выскажу несколько общих комментариев. Во-первых, мне кажется, что главная идея автора письма весьма голословна. Существует лишь иллюзия неких научных доказательств, когда весьма произвольные предположения выдаются за доказанные факты. Согласитесь, что даже если весьма отдаленные космические тела и оказывают на нас влияние, то оно абсолютно ничтожно. Более того, каким бы оно ни было, речь идет о физическом влиянии. О нем же пишет и автор письма. Но астрология претендует прежде всего на то, чтобы прогнозировать вполне духовные вещи. Доводы же автора о том, что когда кровь приливает к ногам, человек бегает быстрее, простите, не выдерживают никакой критики. К тому же сегодня она приливает, завтра отливает, но какое это имеет отношение к формированию врожденных качеств характера человека? Звезды сгруппированы в созвездия довольно произвольно — просто по тому, как мы видим их с Земли; «соседние» звезды одного созвездия могут отстоять друг от друга дальше, чем две звезды с разных сторон небосвода.

Автор письма полагает, что нужно отделить астрологию от нехороших оккультистов, которые, дескать, ею пользуются, а полученный «сухой остаток» и будет настоящей «научной астрологией». Но ведь на самом деле астрология имеет смысл только в оккультном контексте. Астрологии без оккультизма история не знала. Да и, собственно, если выкинуть из нее оккультизм, ничего в ней больше не останется, так как оккультизм и есть главная составляющая астрологии. «Астрология без оккультизма» — это все равно, что «социализм с человеческим лицом»: без ГУЛАГа и подавления инакомыслия. Все пытались его построить, но ни у кого этого не вышло.

Слабость своей позиции автор пытается восполнить весьма агрессивным тоном своего послания. Чего стоит хотя бы упрек, что в начале века священники боялись садиться в автомобиль, «считая его исчадием ада»! Откуда она слышала про таких священников, кто ей сообщил такие данные? Такое впечатление, что источником автора является антирелигиозная литература Емельяна Ярославского или кого-то из его продолжателей. Но в любом случае, даже если автору и удалось бы найти одного деревенского батюшку, который побаивался бы сесть в автомобиль, это ровно ничего не доказало бы: никакого постановления Церкви о сатанизме автомобильного транспорта принято не было. А вот насчет астрологии и прочего оккультизма, гадания, волхвования и т.п., принято бесчисленное количество постановлений различных Соборов на самых разных уровнях, как поместных, так и вселенских (См. Священное Писание и Православная Церковь об астрологии). Причем по тяжести епитимьи (шесть лет без причастия) занятия астрологией и волхвованием приравниваются к смертным грехам. И коль скоро автор письма считает себя православной христианкой, ей не мешало бы прислушаться к соборному мнению Церкви.

Священник Петр Иванов: Это послание вызывает недоумение, потому что тот, кто это писал, пытается представить астрологию как некую науку, которая объективно отражает взаимодействие небесных тел и человеческих судеб. На самом деле это не та астрология, что мы имеем в реальной жизни. Она совсем другими делами занимается.

Священник Алексий Уминский: Дело в том, что, к сожалению, тут произошла подмена тезиса. Человек, который пишет эту статью, пытается астрологию представить не как именно оккультную «науку» или некое явление, связанное с предсказанием судеб людей, но как нечто такое, что изучает непосредственное физическое влияние небесных тел на свойства и самочувствие человека. На самом деле астрология занимается совершенно иным. Если бы речь шла об астрологии как о метеорологии или как иной научной дисциплине, скажем, как о «метеопатии»....

Священник Петр Иванов: Для того, чтобы придать астрологии научный статус, автор должен был, по крайней мере, обрисовать фундамент этой «науки» и предложить критерии объективности ее выводов. Вернемся к тексту письма. Автор, приводя пример с тремя катушками индуктивности, затем переходит к космическим объектам и их гравитационным полям и заключает: «Все эти физические факторы создают вокруг этих тел сложные спектры различных полей разной направленности и различной напряженности». И это все, что остается сказать? Конечно, планеты — это не вибрирующие катушки, поэтому вместо опыта приходится довольствоваться абстрактными рассуждениями о «напряженностях» и «энергиях». Я бы не забыл еще любимое слово из постсоветского эзотерического лексикона — «информация». Ну и что? Действительно, возникают «поля». Но ограничиваться подобной констатацией — значит оставаться в зоне околонаучных бесед. Мы по-прежнему не приближаемся к главному вопросу: какое это воздействие? Если у меня в результате магнитной бури болит голова, то здесь еще далеко до рассуждений о влиянии космических тел на судьбу человека.

Автор письма обосновывает астрологические прогнозы ссылкой на лишенные мистической основы физические законы. Наконец мы дошли до главной астрологической уловки! Никакая система, оккультно-мистическая по своей природе, не обходится в наше время без набора априорных установок, часто облекаемых в наукообразную форму. Хотелось бы спросить, где основания для того, чтобы делать тот или иной астрологический прогноз? Ответ, если он искренний и честный, один: не в законах природы, а в «знаниях», накопленных эзотерическими традициями. Положим, внимательное наблюдение одновременно за небесными телами и за состоянием людей позволило делать некоторые частные умозаключения. Но этого мало для того, чтобы выдавать субъективные обобщения за основание для теории.

Если же мы будем смотреть на астрологию так, как смотрит Церковь (хотя автора текста это не устраивает), то мы увидим некое лжеучение, которое на основе мифологических умозаключений предлагает людям строить свою последующую жизнь в соответствии с манипуляциями, которые это мифологическое учение предлагает совершать. Правда, все это облечено в псевдоматематическую форму, присутствуют таблицы эфемерид, вычисляются все градусы, — но в основе все равно лежит не математика, а магическая идея взаимосоответствия космоса и человека, в которой, кроме оккультной традиции, как это ясно провозглашает Церковь, другого нет ничего. Когда речь идет об астрологии, то речь идет не о науке, изучающей законы бытия, а об оккультной системе, претендующей на знание «тайных» связей между людьми и космическими телами (как реальными, так и вымышленными). Система эта не опирается ни на какие данные эмпирического опыта, апеллируя исключительно к эзотерической традиции. Прискорбным в деятельности астрологов является их интерес не к происшедшим событиям, а к будущим. Напрасно обсуждать вопрос, где астрология «высокого полета», а где «ширпотреб». Цель всюду одна: эксплуатируя человеческие слабости, пытаться узнать или отчасти приоткрывать будущее (бесам такое знание в ограниченной мере доступно: отсюда двойственность астрологических результатов прогнозирования — не всегда невпопад).

Диакон Михаил Плотников: Мне хотелось бы обратить внимание вот на какой вопрос. Если судьба человека определяется расположением светил в момент его рождения, то чем определяется само это расположение? Если оно определяется чем-то еще, то чем определяется это «что-то еще»? И так далее, до бесконечности. Если же расположение светил отражает некий Порядок, который есть, потому что он есть, то такой Порядок следовало бы считать Богом, хотя и безличным, но бессознательно все-таки правящим миром и существами, обладающими сознанием, а значит, превосходящими этот Порядок. Перед нами обычное противоречие пантеистического взгляда на мир, утверждающего превосходство безличной природы над личностью, имеющей более высокий онтологический статус. Это должно было бы, по крайней мере, заставить дать какой-то другой ответ на поставленный вопрос тех, кто пытается совмещать астрологию с верой в личностного Бога. Они и дают другой ответ: по их словам, причиной, определяющей расположение светил и, шире, астрологические законы, является Бог-Личность, Бог христиан. Давайте это проанализируем.

Бог есть творец мира и времени. Он один — вне времени; только Ему ведомо будущее, поскольку для Него все уже произошло. Сотворенная Им природа управляется посредством Им же данных законов, в частности ими определяется движение небесных тел. Человек как существо телесно-психическое также подчинен законам, как изучаемым естественными науками, так и закономерностям, изучаемым гуманитарными дисциплинами. Но как существо и духовное человек свободен! Из этого положения христианского учения можно вывести несколько следствий.

Первое. На «судьбу» младенца влияет наследственность, среда жизни, воспитание — сотни законов и закономерностей, а движение светил определяется только законами гравитации и механики. Вспомним принцип «бритвы Оккама»: «не умножай сущностей». В нашем мире нет места еще и для астрологических законов. Зачем Богу использовать излишний передаточный механизм — планеты — для управления людьми?

Второе. Зная законы физики, мы можем точно определить будущее небесных тел, их конфигурацию в любой момент времени. Не так с человеком. Опираясь на законы физики, закономерности психологии, социологии, экономики и т.д., можно с разной долей вероятности прогнозировать, что случится с индивидуумом, с группой, с обществом. Но наверняка узнать будущее людей нельзя, и дело тут даже не в неучтенных естественных факторах, а в том, что будущее определяется взаимодействием миллиардов свободных человеческих воль. Мы живем во времени, для нас будущего еще нет; каким оно будет — зависит от свободного выбора каждого из нас. Как же тогда принадлежащие пространственно-временному континууму, полностью детерминированные небесные тела могут определять или хотя бы указывать будущее свободных существ?

Третье. Как вообще можно посредством чего бы то ни было узнать будущее, которого еще нет? Для того, чтобы сделать правильный выбор, человек должен знать, что хочет от него Бог. Это можно узнать, прислушавшись к голосу Бога внутри человека — совести, узнать из Слова Божия, из творений святых отцов и учителей Церкви, можно, наконец, спросить опытного духовника. В Священном Писании, то есть Откровении Самого Бога, ничего не сказано о том, что волю Божию можно узнать, изучая звездное небо. Чтобы предостеречь людей от возможных последствий их дел, Бог во все времена избирал не мертвые небесные тела, но людей, готовых последовать Его призыву и стать Его пророками. Именно пророками, возвещающими волю Божию, а не предсказателями. Зная волю Божию, человек может свободно выбирать, следовать ли ей или нет, может уклониться от зла и избрать благо.

Священник Алексий Уминский: Мне кажется, нам нужно вспомнить первые главы Книги Бытия. Тогда, говоря о взаимодействии человека и космоса, мы будем основываться на словах Самого Господа о том, что человек поставлен царем всего творения, в том числе и небесных светил, и всех четырех стихий. Это положение иллюстрируется всем ходом Священной истории, например, когда по молитве Иисуса Навина Господь остановил солнце, чтобы Иисус успел засветло победить пятерых царей Амморейских (Ис. Нав. 10:12–14), или когда Моисей простирает руку и разделяет морские воды, чтобы Израиль смог уйти от преследования египтян (Исх. 14:16, 21–28). Время и космос подчиняются святому и пророку, который действует по воле Божией и в правильном устроении бытия. Совершенно замечательно говорит об этом Книга Апокалипсиса, что в Царствии Небесном времени больше не будет. До катастрофы грехопадения Адама все находилось в соподчинении у человека. Но пав, человек потерял свое достоинство, потерял полноту своей власти над миром. И то, что было предназначено человеку по его царственности, по его священству, вдруг оказывается в некоем неправильном к нему отношении — то есть иерархия бытия нарушилась и то, что было подчинено человеку, вдруг, оказалось, от него независимо и даже подчас ему враждебно. Хуже того: потеряв связь с истинным Богом, но, не утратив до конца жажду богообщения, человек стал приписывать Божиим творениям свойства Творца (например, свойство дарования долголетия, здоровья или успеха в делах) и полагать их своими господами. Так люди, сделавшись язычниками, окончательно превратились из царей творений (в том числе светил) в их рабов.

А.Л. Дворкин: Насколько я понимаю, как раз в этом и есть одна из не совсем ясно выраженных мыслей автора этого текста, который говорит, что физические законы на святых могут не действовать, но мы с вами — обычные люди, не святые, и мы всем законам (в том числе, по мысли автора письма, и астрологическим) подчинены...

Священник Алексий Уминский: Действительно, человек как существо душевно-телесное подчиняется законам природы. Однако, как мы уже выяснили, астрология отражает не законы природы, а оккультные, магические закономерности. Человек, как существо и духовное, свободное, нравственное, должен сам себя подчинить нравственным законам Божиим. Все иное есть некое искажение, привнесенное грехом и восстанием человека против своего Творца. Из-за этого искажения мы можем по своей собственной воле подчинить себя другим законам, искаженным законам магии и греха, которые противятся законам Божиим, и тем самым мы обречем себя на гибель вечную.

А.Л. Дворкин: Отец Алексий, я возвращаюсь к тому, что написано, потому что автор скорее всего возразит, что постольку, поскольку мы не живем по законам Божиим, значит все-таки астрология, среди прочих законов, имеет на нас действие.

Священник Алексий Уминский: Я думаю, что имеет. Астрология как некое явление не просто придумана. Многие люди могут привести яркие примеры того, что некие предсказания сбываются, что некоторые вещи действуют.

А.Л. Дворкин: Сбываются потому, что это законы, или потому, что это действия нечистых духов?

Священник Алексий Уминский: Об этом я и хочу сказать. Есть ли законы, которые живут сами по себе, или есть некий законоположник? Законы сами по себе не существуют. Есть некто, кто эти законы ввел в действие. Например в Думе нашей: скажем, законы принимают, а потом они начинают действовать. Но и законы природы, и законы духовной жизни принципиально не отличаются от законов государственных: есть некий законоположник. Вот Господь положил, чтобы были такие законы природы и духовной и нравственной жизни, — и вот они действуют. Плохо ли, хорошо ли, сопротивляемся ли мы, но они действуют. А есть иной законоположник, который хочет, чтобы действовали иные законы: законы зла, законы корысти, законы определенной фатальности, — скажем так, законы вечной смерти. И эти законы будут тоже действовать, если человек проявляет себя как законопослушный гражданин. В данном случае человек должен проявить некую свою волю. Например, ко мне приходит прихожанка и говорит: «Мне цыганка нагадала, что такого-то числа со мной случится такое-то. Я ей поверила, и это со мной произошло». Таким образом, человек изъявляет полное согласие на вмешательство неких неизвестных ему сил в его собственную жизнь.

Священник Петр Иванов: Неужели автор статьи полагает, что астрология занята оздоровительными парамедицинскими рекомендациями? К чему такая наивность? Астрология предлагает своим клиентам видимость легких способов решения личных проблем. По слабости и духовной незрелости люди часто покупаются на это. Когда хочешь быть обманутым, отпадает желание задавать вопросы по существу. Ведь иначе надо бы было автору письма задаться вопросом, на каком основании, к примеру, мать младенца, у которого в момент рождения «Марс был в асценденте», должна быть уверена в совершенно конкретных чертах характера своего ребенка, определяемых планетой?

Священник Алексий Уминский: Астрологическую технологию с успехом используют для манипулирования сознанием масс. Главное — правильно организовать рекламную кампанию: потребитель отождествляет себя с персонажами рекламного ролика, который крутят по ТВ, — и все пьют что-то, все покупают что-то, что-то чем-то стирают. Или же: те, кто родились в июле, должны сидеть дома, кто в январе — идти на рынок торговать и т.д... И человек становится заложником своих собственных импульсов и желаний и тем самым программирует свою жизнь при помощи подсунутых ему рецептов; он как бы сам вживляет в себя составленную кем-то другим программу. Перед ним выкладывают договор, и ему остается только подписать его. И этот договор будет работать — потому что подписавший его человек не противится воле сатанинской...

Священник Петр Иванов: Наверное, это происходит в значительной степени от суеверия и от недоверия Богу, потому что человек, верящий в астрологию, все время калькулирует. Это такая вот мечта заранее угадать правильный номер выигрышного лотерейного билета. Если я прибегаю к астрологии, то я могу обойтись без Всевышнего, я своим умом при помощи только этого инструментария устрою свою жизнь: я могу без заповедей, я могу без веры, я могу без Церкви — мне все это не нужно или не очень важно, потому что я водим знаками, которые в небесах расположены, я вступлю с ними в правильное взаимодействие и таким образом проявлю свое знание этой силы, которая якобы управляет с неба, и у меня будет все хорошо.

Священник Алексий Уминский: Человек как бы не хочет взять на себя ответственность за свою жизнь. Это время, в которое мы живем, — время колоссальной безответственности, когда каждому предлагается некая лазейка, чтобы не отвечать за свою жизнь. Так вот, есть нечто такое, что будет за тебя в ответе. Планида у меня такая, знак такой: Рак там, Телец, что угодно. Однако человек, отождествляющий себя с этими знаками, уже не христианин. Человек строит свою жизнь не по тому, что он хочет следовать воле Бога, — а смотрит, что ему в данный момент выгоднее сделать. Хотя неразумные, несвободные, сотворенные Богом светила безмолвствуют, как им и положено. Они не отвечают за наши поступки. И вот это обезбоженное наше сознание, которое пытается в самом себе примирить веру в Бога, но не как желание последовать за Ним, куда Он ведет, а желание комфортно себя устроить духовно. И, с одной стороны, считать, что ты с Богом, и поэтому надеяться на то, что у тебя будет все хорошо в будущей жизни и ты не будешь осужден за свои грехи, а с другой стороны — полностью снять ответственность за свои поступки, потому что так у тебя на роду написано и ты за это не отвечаешь.

Священник Петр Иванов: Я бы еще добавил, все, о чем мы говорим, — это тема, которая бурно дебатируется в кругах астрологов. Мне довелось видеть одну даму, астролога из Западной Европы, которая пыталась меня убедить, что ее занятия идут во благо людям и что она старается не нарушать свободы своих клиентов, потому что, хотя знает о них всю правду, но им открывает только периферию этой правды, для того, чтобы окончательный и свободный выбор оставался за ними. Видите, какая огромная гордыня! Получается, что астролог пребывает в сознании, что владеет судьбой того, кто к нему обращается. И от него зависит, что дать клиенту: всю цикуту или только небольшое количество этого яда, растворенное в апельсиновом соке, — пусть он слегка побалдеет, но останется живым.

А.Л. Дворкин: Теперь более современный вариант — это цианид, разбавленный в насквозь искусственном растворимом напитке «Кул Эйд». Именно эту смесь использовал Джим Джонс, когда заставил членов своей секты «Народный храм» совершить массовое самоубийство в джунглях Гайаны в 1978 году.

Диакон Михаил Плотников: Давайте подведем некоторые итоги. Итак, считать астрологию наукой никак нельзя. Почему? Предположим, что Солнце, Луна и планеты солнечной системы оказывают на земные живые организмы некое существенное влияние и что степень и, так сказать, качество этого влияния меняются в зависимости от взаимного расположения небесных тел.

Но, во-первых, если мы говорим об известных современной физике воздействиях, то есть о гравитационных, электромагнитных и ядерных, то из всех небесных тел Солнечной системы только Солнце и Луна действительно оказывают на живые организмы существенное влияние. Влияние же планет было вычислено и, как справедливо отметил Александр Леонидович, оказалось совершенно незначительным (1). К тому же этих влияний бесконечно много. Электромагнитные и гравитационные поля планет и звезд, накладываясь друг на друга, образуют так называемый шум, который сопровождает каждого человека от зачатия до смерти, к которому человек приспособлен и уровень которого относительно постоянен. Никакого механизма и тем более математического аппарата для описания гипотетического воздействия небесных тел, которое хоть сколько-нибудь существенно влияло бы на новорожденного, апологеты научности астрологии не предлагают, и предложить не могут.

Чаще всего астрологи просто-напросто игнорируют большинство астрономических, физических, биологических и других научных данных, известных на сегодняшний день. В свою очередь серьезная наука игнорирует астрологию (достаточно обратиться к профессиональным научным изданиям или узнать на этот счет мнение РАН).

Во-вторых, если предположить, что существуют пока не известные науке или малоизученные взаимодействия между небесными телами и людьми (например, говорят о некаузальных квантовых взаимодействиях) и что эмпирические данные об этих влияниях и накопила за много веков существования астрология, то тогда наличие таких влияний, очевидно, должно быть подтверждено также эмпирически, то есть должно быть показано, что результаты астрологических выкладок соответствуют действительности и что это не случайные совпадения. Таким образом, обоснованность астрологии должна быть подтверждена не столько на примерах каких-то совпадений в жизни конкретных людей, сколько статистически. Однако существующие исследования показывают произвольность и необоснованность астрологических заключений. Кстати, известен ряд случаев, когда загруженные работой астрологи долго говорили с клиентом, объясняли ему его проблемы, подсказывали решение или давали прогноз, и все казалось верно, а потом выяснялось, что все делалось по чужой карте, взятой по ошибке.

В-третьих, если астрологию не получается обосновать ни физически, ни статистически, то, может быть, она все-таки имеет отношение к науке, но более, так сказать, тонкой — к психологии? Действительно, астролог, беседующий с клиентом, выступает как психолог, а сам клиент подстраивает себя под гороскоп и примеряет на других астрологические описания. Известный астролог Редьяр выступил пропагандистом астропсихологии, акцентирующей внимание на развитии заложенных в человеке качеств и потенций. Редьяр использовал идеи Карла Густава Юнга (2), предложившего так называемый принцип синхронистичности. Грубо говоря, согласно этому принципу, любые гадательные системы представляют собой символический язык описания развивающихся целостных систем (человека, организации, страны и т.п.) и некоторым образом «работают» синхронно с ними, а как «работают» — неизвестно. Астрология — наиболее удобная гадательная система, т. к. можно узнать положение небесных тел на любой момент времени. Однако никакого обоснования своих идей Юнг не дал. Здесь можно говорить только о том, что он воспринял на веру известный герметический принцип «что наверху, то и внизу».

«Серьезная» астрология предлагает систему мировоззрения, хотя и противоречивую, но все же дающую ответы (более или менее ложные) на основные вопросы о бытии. Астрологические же описания представляют из себя модели, которыми клиентам удобно пользоваться, поскольку они служат спусковым механизмом для поверхностного психологического анализа и самоанализа и дают иллюзорные решения жизненных и духовных проблем. Что же касается предсказательной, а не предписательной, части гороскопов, то похоже, что предсказания сбываются только задним числом. Другими словами, в уже существовавших гороскопах находят признаки случившихся позже событий. Таким образом, гороскопы состоят из общих описаний, предписаний, часто банальных, и туманных предостережений, которые, в случае чего, могут сойти за предсказания.

Так что говорить об объективности «сбывшихся» гороскопов никак нельзя. Астрология — не наука, а вера, точнее, суеверие. Другое дело, что суеверие, хотя и не отражает действительных закономерностей реального мира, но, очевидно, влияя на человека, влияет таким образом и на реальность. И вот это самое влияние может быть как психологического, так и магического свойства (3).

А.Л. Дворкин: Даже если рассматривать астрологию как систему психологических упражнений или невинную забаву, типа игры в преферанс, то насколько изучение астрологических таблиц и чтение прогнозов способствует спасению? Добавляет что-либо? Дает необходимые знания или навыки? Скорее наоборот — занятия астрологией уводят человека от единого на потребу.

Священник Петр Иванов: Астрологию можно рассматривать как человеческую попытку своими доступными средствами, средствами человеческого ума разгадать тайну Божьего Промысла о человеке и о мире, что невозможно, потому что творение не может познать Творца в полноте, а только может познать Его в той мере, в какой хочет Творец. В Библии говорится: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1:14). Для нашего разговора важно, что светила среди прочего предназначены для знамений, коих в Священной истории было великое множество. В тех случая, когда это было угодно Божественному промыслу о человеке, такие знамения давались людям. Астрология же дерзает выдавать свои теории за истинное знание, а фальшивые знамения — за божественную правду (4). Считайте меня ханжой и лицемером, но я вижу в этом дерзновенный грех.

По милости Божией, человеку знание о будущем недоступно, в чем важный залог свободы духовного выбора и искреннего бескорыстия поисков спасения души. Потребляющий астрологический продукт не полагается на Бога, не верует, что Ему все возможно, и крадется в заднюю дверь. Но она останется затворенной.

На письмо, автор которого пытается обосновать научность и объективность астрологии, а также возможность совместить ее с Православием, взялась ответить православная христианка, в течение нескольких лет до своего обращения практиковавшая астрологию. 

Читать окончание




( 1 голос: 5 из 5 )
3000
Н. В.

Н. В.

отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

Предыдущий материал

Следующий материал

Версия для печати Версия для печати


Еще материалы по этой теме:
Гороскопы, астрология глазами Церкви и науки (Священник Родион)
«Я остановилась на краю пропасти...»
Ученые в очередной раз доказали, что астрология – лженаука
Антигороскоп (часть 1) (Виктор Коломиец)
Антигороскоп (Часть 2) (Виктор Коломиец)
Сбываются ли астрологические прогнозы (Валерий Духанин)
Астрология: наука будущего или суеверие прошлого? (часть 2) (Н. В.)
Христианский взгляд на астрологию

Самое важное

Лучшее новое

Пожертвовать
диагностический курс
Как вернуть любимого или пережить развод
Последние просьбы о помощи
02.08.2024
Недели 2 назад решила я призвать инкуба, я одинока да и просто интересно стало, придёт ли нет. Так вот... Пришел. Точнее что-то пришло, на инкуба, судя по описаниям, не очень похоже...
01.08.2024
Родственники с моей стороны уверены что "ребёнок болеет потому что мы не провели обряд перерезания пут" (когда ноги ребенка связываются веревкой а потом верёвку разрезают). Вот как тут быть?
30.07.2024
Читала заговоры и делала прочие вещи по снятию порчи... Недавно получила за это по голове, попала в больницу. Теперь в голове полная каша...
Читать другие просьбы



развод психолог онлайн

Книги о приворотах и гаданиях


диагностический курс

© «Заговор.Ру». 2007-2021. Группа сайтов «Пережить.ру».
Воспроизведение материалов возможно только со ссылкой на www.zagovor.ru .
Администратор - editor(гончая)zagovor.ru